Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Госдума РФ приняла в первом чтении поправки, направленные на усиление контроля в сфере оборота гражданского оружия.

Документ определяет травматическое оружие как вид огнестрельного ограниченного поражения, что позволит применять единый порядок оборота и меры контроля в отношении оружия сильного поражения.

Законопроект обязывает граждан, впервые покупающих травматику, пройти специальную подготовку и проверку знаний по безопасному обращению с оружием. Впоследствии пересдавать "экзамен" придется каждые пять лет.

Также документ ужесточает уголовную и административную ответственность за незаконный оборот оружия: так, изготовление или переделка огнестрельного оружия будет грозить тюрьмой на срок от трех до пяти лет со штрафом от 100 до 200 тысяч рублей. За нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему граждане могут быть оштрафованы на сумму от 500 рублей до 2 тысяч либо лишены права приобретать и хранить или носить оружие на срок от шести месяцев до одного года.

По словам начальника лицензионно-разрешительного управления МВД России Леонида Веденова целью нынешней законодательной работы является такое ужесточение оборота травматического оружия, "чтобы он был соотносим с оборотом огнестрельного".

Впрочем, закон, даже в случае его принятия, обратной силы иметь не будет. То есть, уже имеющаяся травматика изыматься у граждан не будет, если только они не нарушат закон. По данным МВД, сегодня россияне владеют 1,3 миллиона единиц травматического оружия. И, по всей видимости, обсуждение законопроекта в Госдуме приведет к новому всплеску продаж травматики: граждане постараются успеть запастись оружием до введения ограничений.

Боевая травматика

Законопроект был разработан по поручению президента РФ Дмитрия Медведева. 3 февраля этого года он выказал недовольство тем фактом, что травматическое оружие в нашей стране продается фактически без всякого контроля. «Просто переписываются паспортные данные. Что в дальнейшем происходит с этим пистолетом, где он применяется, с какими последствиями, никто не знает», - отметил президент.
Обеспокоенность президента подтверждают статистические данные. По данным МВД, ежегодно россияне теряют 3-4 тысячи травматических стволов. Значительную часть из них переделывают под стрельбу боевыми патронами. Всего же, по словам полпреда президента РФ в Госдуме Гарри Минха, с использованием травматического оружия за последние пять лет совершено 1,5 тысячи преступлений, в результате которых погибло более 60 человек и еще более 600 получили травмы.

На практике лояльное отношение действующего законодательства к распространению травматического оружия привело к тому, что применение травматики во время разборок водителей на дороге стало обыденным явлением. Подобное оружие все чаще используется в ходе массовых драк, число которых в России в последнее время стало быстро расти.

Ввести действенный контроль за эксплуатацией травматики мешает тот факт, что закон "Об оружии", принятый в 1996 году, определения травматического оружия вообще не содержит. Поэтому на данный момент наличие травматики без официально установленных документов согласно части 2 стати 20.8 КоАП РФ предусматривает только лишь предупреждение или наложение штрафа в размере от 500 рублей до 2 тысяч.

Конечно, получить лицензию перед покупкой травматического оружия необходимо и сегодня. Для этого потребуется лишь паспорт, фотографии, медсправка и характеристика от участкового, подтверждающего наличие у претендента ящика для хранения оружия. С недавних пор можно обойтись даже без справки от нарколога и психоневролога.

Официально выдачей лицензии занимается лицензионно-разрешительный отел при ОВД. Однако сегодня не составляет никакого труда найти в Интернете сотни тысяч предложений по продаже "справки на оружие" за 10-15 тысяч рублей. В результате доступ к оружию получают неуравновешенные лица, некоторые из которых не имеют даже простейших навыков обращения с оружием.

Лучшая защита – нападение?

Поводом для решительного ограничения оборота травматического оружия в стране стало происшествие в декабре прошлого года. Тогда подполковник МВД Анатолий Маурин выстрелил из травматического пистолета в водителя снегоуборочной машины Владимира Демидова, задевшего джип милиционера. Резиновая пуля пробила артерию на ноге Демидова, после чего тот скоропостижно скончался от потери крови.

Впоследствии подполковник сожалел, что "случайный выстрел прервал жизнь человека". Эта симптоматичная фраза формулирует узловую проблему, превратившую травматическое оружие из средства самообороны в серьезную угрозу для общества. Сегодня человек, стреляющий из травматического оружия, чаще всего не знает последствий своих действий. Неконтролируемое распространение травматики привело к тому, что оружие попало в руки людей, не догадывающихся об истинной ее мощности.

Большинство владельцев травматики не воспринимают ее в качестве серьезной угрозы. Вытащить «ненастоящий» ствол из кармана в бытовом конфликте психологически проще, чем боевой. Как и применить его по самому пустяковому поводу. Хотя вероятность гибели жертвы, при выстреле с близкого расстояния из травматического оружия не сильно меньше, чем при использовании боевого.

Широкое распространение травматического оружия сопровождается в России возрастанием его мощности: за последние годы средние показатели увеличились с 20 до 80 Дж. Отдельные патроны позволяют добиться мощности до 100 джоулей, что вплотную приближается к энергии боевых малокалиберных пистолетов – 120-130 Дж. Такое оружие уже позволяет пробить верхнюю одежду, кожу и попасть во внутренние органы. Например, выстрел из "Осы" (одного из наиболее распространенных видов травматического оружия) с расстояния двух метров проламывает височную кость.

Как следствие, уже сегодня в подавляющем большинстве случаев применение травматического оружия правоохранительные органы оценивают как неправомерное: в лучшем случае речь идет о превышении пределов необходимой самообороны, в худшем – о предумышленном убийстве.

Фактически сегодня определение травматического оружия исключительно как средства самообороны не соответствует действительности. Это такое же боевое оружие как нож или даже малокалиберный пистолет. Кроме того, следует учитывать социологический фактор: лояльность законов в отношении травматики объяснялась сложной криминогенной обстановкой в России образца девяностых  годов. С тех многое изменилось к лучшему, сегодня мы существуем фактически в совершенно иной реальности.

Развитие страны в цивилизованном русле невозможно без запрета травматического оружия, которое нормально не защищает (применение травматики по предписанным правилам способно лишь разозлить преступника), зато калечит и убивает. Не случайно, за рубежом оно повсеместно запрещено. В Европе фактически вовсе не существует травматики как класса оружия.  Даже в США, где Конституция разрешает владение боевым оружием, в большинстве штатов травматическое находится под запретом.

Эскалация коррупции

Впрочем, владельцы травматического оружия, как и некоторые правозащитники, убеждены, что реализация законопроекта в его нынешнем виде станет лишь новым коррупционным механизмом. Работать на благо общества в такой формулировке он не способен.

Эксперты опасаются, что при существующем уровне коррупции слишком велика вероятность того, что МВД возьмет под свой контроль все школы и выдачу лицензий. В результате подготовка кандидатов в "стрелковых" школах будет не сильно отличаться от автошкол, где часто учат не основам вождения машины, а хитростям сдачи экзамена на права.

Кроме того, обилие действующих нелегальных контор, продающих справки на бланках ОВД, позволяет с большой долей уверенности предположить, что изготовление новых справок не вызовет у них особых трудностей. В лучшем случае, введение дополнительных требований сделает покупку лицензии через теневых посредников более дорогой.

Эксперт по травматическому оружию Андрей Леуш, написавший открытое письмо президенту, отмечает, что законопроект даже усугубляет коррупционную составляющую контроля за травматическим оружием.

"Если сейчас оружие могут изъять за два административных правонарушения по главам 19 и 20 КоАП РФ в течение года, то в предлагаемом варианте будет достаточно и одной, что вполне может привести к "выжиманию" денег из владельцев оружия, для этого достаточно будет составлять административные правонарушения по главам 6, 19, 20 КоАП РФ (неважно существующие или нет) в отношении любого владельца оружия", - пишет он в письме.

Перспективы

Можно соглашаться или спорить о потенциальных масштабах эскалации коррупции после принятия такого законопроекта. Однако очевиден тот факт, что полумеры, которые предлагает законопроект МВД, не способны прекратить уличные бойни с резиновыми пулями. Поправки способны лишь еще более запутать ситуацию по контролю над распространением оружия.

Коренным образом изменить ситуацию может только приравнивание травматического оружия к боевому – огнестрельному. Со всеми вытекающими последствиями, вплоть до полного запрета травматики. Только в этом случае можно будет признать, что в России на смену обычаев Дикого Запада, наконец, пришли законы цивилизованного западного мира.