Президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству в срок до 1 мая текущего года издать документы или внести в Госдуму законопроекты, направленные на обеспечение выпуска и применения универсальных электронных карт (УЭК). Совершенно очевидно, что данные инициативы будут и дальше восприниматься в штыки представителями определенных социальных групп. Аргументы, которыми они при этом давно оперируют, имеют мало общего со здравым смыслом. Тех, кому не по душе технический прогресс, это только раззадоривает.

 

Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

 

Главный тезис противников "электронной революции" заключается в том, что она не должна затрагивать абсолютно всех. Причем этот тезис они готовы отстаивать не просто последовательно, но еще и весьма агрессивно.

Ярким примером такого подхода стали выступления некоторых экспертов на одном из, казалось бы, второстепенных мероприятий, которое в начале этой недели прошло в Федеральной палате адвокатов (ФПА) РФ на Сивцевом Вражке. Участники круглого стола "Новые технологии и права человека" сошлись во мнении, что внедрение методов учета и персонификации данных не должно стать обязаловкой. Те, кто не желает иметь ничего общего с электронными паспортами, чипами, новыми типами пластиковых карт и прочими достижениями постиндустриального общества, должны иметь на это полное право.

Другое общее мнение: России по-хорошему следует отказаться и от внедрения "Электронного правительства", взяв пример с Южной Кореи.

Никто не возражал. Организаторы мероприятия (ФПА только предоставило помещение) из Союза православных юристов забыли пригласить оппонентов из министерств и ведомств. Впрочем, православным юристам было хорошо и так - друг с другом.

Толковый словарь русского языка Ушакова понятие "мракобесие" расшифровывает совершенно безобидно - как "вражду к просвещению".  Современная Википедия добавляет, что мракобесие – это неприятие прогресса как такового. Тоже, в общем, позиция.

Последнее определение, наверное, недостаточно точное. Уместно говорить также об избирательном мракобесии. Это когда человек рассказывает по сотовому телефону (или пишет по электронной почте), что скоро все мы окажемся под колпаком хозяев огромной электронной системы идентификации личности, которые делать с нами будут все, что им заблагорассудится.

Человек имеет право сказать "нет", считают некоторые юристы и лица, считающие себя частью православной культуры. Не так давно свое "нет" они хором говорили на Петровке, около здания Мосгордумы. Впрочем, это не помешало столичному городскому собранию принять сразу в двух чтениях московский закон об универсальной электронной карте. То есть стать в глазах протестующих наймитами планетарных кукловодов.

Если не помогают слова, мракобесам (то есть, извините, в переводе на толерантный - неприятелям прогресса) пора вспомнить о рецептах Джеймса Кэмерона, которые тот изложил в четырех сериях саги о Терминаторе. Конкретнее, во второй части, где с поработителем всего человечества в лице глобальной компьютерной сети не ведут дискуссий за круглыми столами, а поступают единственно верным путем – хирургическим.

Можно долго говорить о будущем тотальном контроле, когда один хакер сумеет завладеть любыми данными тысяч людей, вплоть до отпечатков пальцев. А потом, при желании, нанести отпечатки заведомо невиновного на орудие убийства. Можно просто перечислять конституционные права гражданина на то, что его персональные данные должны быть защищены, а в условиях глобализации это сделать все труднее и труднее. Можно бесконечно втолковывать адептам некоторых культов, что живут они все же в светском государстве, где принадлежность к определенной конфессии автоматически не возносит кого-либо над всеми остальными.

А можно вспомнить, что аналогичный шум был при массовом введении налоговиками ИНН для физических лиц несколько лет назад. Пошумели – и разошлись. Кто захотел – получил. Кто захотел немного осложнить себе жизнь – осложнил. Но Луна на землю не упала.

Точно так же будет и с УЭК. Кто-то воспользуется достижениями цивилизации. Кто-то из принципа откажется получать паспорт с чипом, а потом будет добиваться положенных по закону социальных благ дедовскими способами – в очередях и при помощи написанных под копирку исков в суд. Каждому – свое, как говорил философ во времена борьбы с первыми электрическими лампочками.

Определенные сомнения возникают, правда, при обсуждении вопроса, чем кончится затея с нашим "электронным правительством", на которую уже потрачены миллионы рублей. Если волна народного гнева все же накроет ответственных за данный проект чиновников, думаю, они с радостью спишут на это цунами все давно потраченные бюджетные средства.

И ради полноты частной жизни каждого индивидуума мы продолжим валить лес. Бумага-то вновь окажется в цене.

А "Терминатора" некоторым борцам за права личности все же пересмотреть стоит. На минуту позабыв, что Голливуд они ненавидят еще больше электронных паспортов, микрочипов и идеологии Всевидящего Ока. Не говоря уж о его давно работающем прототипе – Интернете.

Его, кстати, тоже не мешало бы ради душевного спокойствия некоторых индивидуумов взять и запретить.