Законодательное собрание Санкт-Петербурга 18 мая проголосовало за отзыв Сергея Миронова из верхней палаты российского парламента. Миронов почти 10 лет представлял в верхней палате парламента законодательное собрание Петербурга. С мандатом сенатора Миронов автоматически теряет и должность "третьего лица в государстве" - председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Ниже приводится справочная информация о процедуре назначения и отзыва спикера Совета Федерации.

Совет Федерации (СФ) является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации избирает из своего состава председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Процедура назначения и отзыва председателя Совета Федерации, как и любого члена СФ, регламентируется нормами федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации", действующими с 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным законом от 14 февраля 2009 года. Согласно закону, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе - поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании представителя от законодательного (представительного) органа принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа - совместным постановлением обеих палат.

Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Для прекращения полномочий сенатора от исполнительной власти региона соответствующее постановление должен издать губернатор. Если сенатор делегирован от регионального законодательного собрания, решение о его отзыве должно быть принято депутатами заксобрания на заседании при наличии необходимого кворума.

До 1 января 2011 года, когда вступили в силу изменения, внесенные в федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации" от 5 августа 2000 года, полномочия члена Совета Федерации могли быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом по представлению председателя Совета Федерации. Этот порядок формирования Совета Федерации действовал с 8 августа 2000 года.

Изменения в закон "О порядке формирования Совета Федерации" от 14 февраля 2009 года упразднили право спикера Совета Федерации инициировать досрочное прекращение полномочий любого из сенаторов.

До 8 августа 2000 года порядок формирования Совета Федерации был определен Федеральным законом от 5 декабря 1995 года "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Председателем Совета Федерации с января 1996 года по декабрь 2001 года был Егор Строев, который одновременно был губернатором Орловской области. Полномочия Строева прекратились 5 декабря 2001 года после реформы Совета Федерации.

После прекращения своих полномочий Егор Строев был избран почетным председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Строеву, а также председателю Совета Федерации первого созыва (1994-1996) Владимиру Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Председателем Совета Федерации с 5 декабря 2001 года является Сергей Миронов.