Интернет-торговля активно набирает обороты. Плюсы очевидны: делать покупки, не вставая со стула, и удобно, и выгодно: зачастую товары оказываются на 10 – 15% дешевле. В то же время дистанционный шоппинг чреват дополнительными рисками.

Как избежать подвохов и что делать, если вы уже "попали"? Разберемся на примере типичных ситуаций, наиболее часто встречающихся на практике.

Деньги – утром. А стулья?

Заказывая товар в Интернете, мы обычно радуемся: не нужно мотаться по магазинам, столько времени экономится! Однако на практике этот бесспорный плюс может превратиться в минус, обернувшись затягиванием срока доставки. Так, жительница Санкт-Петербурга Марина заказала в Интернет-магазине электроплиту. Перечислила 50-процентную предоплату – 8 тысяч рублей, прождала обещанные на сайте 5 рабочих дней, но покупку не получила. Оператор извинился: зарубежные поставщики подвели. В итоге электроплита появилась на кухне покупательницы через три недели. А заказчице объявили, что товар успел подорожать, так что нужно доплатить не 8, а уже 11 тысяч.

Разумеется, нарушения налицо: и просрочка доставки, и одностороннее изменение существенного условия договора – первоначально указанной цены товара. Что делать?

Запомните: если оговоренный срок доставки затягивается хотя бы на один день, вы имеете полное право отказаться от заказа и потребовать полного возврата уплаченных денег. Ссылаться в данном случае уместно на статью 23.1 закона "О защите прав потребителей". Если решите все же дождаться доставки, то, исходя из той же статьи, вы вправе требовать неустойку. Ее размер – 0,5% от суммы предоплаты за каждый день просрочки. При этом максимальный размер неустойки не может превышать размер сделанной предоплаты. По закону требования о выплатах потребителю в такой ситуации должны быть выполнены в течение 10 дней.

Обратите внимание: на практике нередко убедительно срабатывает само по себе заявление с «угрозой» потребовать возврата уплаченных денег и неустойки. Такой план отстаивания своих прав стоит озвучить как устно – оператору Интернет-магазина - так и отправить электронным письмом на сайт магазина. Здесь же укажите, что одностороннее изменение условия договора о цене недопустимо, исходя из основополагающих норм Гражданского кодекса (ГК) РФ, в частности, статьи 310 ГК РФ.

Если вы не вносили предоплату, то воспользоваться описанным «финансовым кнутом», увы, не удастся. Теоретически можно взыскать убытки, возникшие из-за отсутствия заказа в оговоренный срок. Но на практике, конечно, проще заново оформить покупку уже в другом Интернет-магазине.

Покупателю на заметку

Если срок доставки вам называли лишь устно, по телефону, и доказательств нет, юристы рекомендуют пользоваться универсальным правилом о разумном сроке (описано в статье 314 ГК РФ). Согласно ему обязательство, не исполненное в разумный срок, должно быть выполнено в течение 7 дней с момента предъявления требования. Поэтому, не дождавшись обещанной доставки, отправляйте такое требование. Желательно продублировать его по электронной почте и заказным письмом с уведомлением о вручении на реальный почтовый адрес, который по правилам обязательно должен быть указан на сайте виртуальной торговой точки.

Правила приемки

С одной стороны, при Интернет-шоппинге товар мы получаем "на блюдечке с голубой каемочкой". С другой же, нам фактически привозят кота в мешке. Регулярно случается, что изделие оказывается не соответствующим заказу: не хватает каких-либо деталей или вообще вещь в реальности выглядит совсем не так, как на экране компьютера.

Чтобы впоследствии вы могли отстоять свои права с наименьшими затратами времени и нервов, соблюдайте несколько важных моментов приемки заказа.

1) Если есть возможность, вскрывайте товар и проверяйте его в действии в присутствии курьера, перед тем как подписывать квитанцию о приемке.

2) Если сразу проверить комплектность и качество товара невозможно, обязательно впишите в квитанцию о приемке фразу: «Товар принят по количеству мест в упаковке, без осмотра и проверки действия».

3) Обязательно требуйте у курьера кассовый чек и инструкцию к товару на русском языке. Обратите внимание: отсутствие этих документов, с одной стороны, является грубым нарушением закона, а, с другой, может сигнализировать о проблемах с легальностью ввоза товара (речь идет о так называемых "серых" изделиях). Последнее чревато невозможностью обращения в фирменные сервисные центры производителя.

Сдаем без лишних объяснений

У Интернет-покупателей есть выгодное преимущество: дополнительное право на возврат товара без объяснения причин. Это можно сделать в течение 7 календарных дней после получения заказа на основании статьи 26.1 закона "О защите прав потребителей".

Данный нормативный акт предусматривает, что продавец обязан сам напомнить потребителю о таком праве в письменной памятке, приложенной к товару. Если это условие не выполнено, то - обратите внимание! - право на безусловный возврат товара действует в течение трех месяцев.

Статья 26.1 закона позволяет возвращать как качественные товары, но не подошедшие потребителю по каким-либо причинам, так и в упрощенном порядке, не предъявляя претензию, отказываться от дефектных товаров. Однако имейте в виду: воспользоваться этой статьей можно лишь при условии, что изделие сохранило свой первоначальный товарный вид, фабричные ярлык, пломбы и т.п.

Интернет-продавец обязан вернуть уплаченные потребителем деньги в течение 10 дней, удержав плату за вывоз, то есть только за обратную транспортировку покупки.

Анна Добрюха