Наряду с традиционными уловками, которые повторяются из года в год, продавцы придумывают все новые «фишки» для сравнительно честного отъема денег у населения. Как не попасться на удочку, отправляясь на праздничные распродажи, и что делать, если уже возникли трудности с приобретенными товарами? Разберем типичные ситуации из практики.

Подарочная карта: не рукопись, может "сгореть"

На это сейчас идут многие магазины: "любимым покупателям" торжественно вручают подарочные карты, купоны и прочие бонусные сертификаты. Где-то – бесплатно, но при условии совершения покупок на определенную сумму. Где-то просят доплатить, но зато какие презенты обещают!

- У меня в практике был случай: в награду за покупку дорогой техники одной московской семье выдали подарочные карты на весьма внушительную сумму, - рассказывает эксперт по защите прав потребителей адвокат Дмитрий Лесняк. – Эти карты можно было обналичить в течение года в том же магазине, выбрав новую технику на соответствующую сумму. Счастливые покупатели смогли приобрести холодильник, доплатив немного наличными.

Впоследствии оказалось, что холодильник бракованный и ремонту не подлежит. Потребители попросили вернуть стоимость дефектного товара, то есть цену холодильника, чтобы приобрести новый, качественный. Магазин отказал на том основании, что после однократного использования подарочные карты… "сгорели". Когда дело дошло до суда, выяснилось, что такого способа расчетов, как упомянутые карты, купоны и прочие подобные бонусы, наше законодательство не предусматривает. И даже в специальной юридической литературе их правовая суть на сегодня никак не описана. А потому продавец может использовать и в том числе "гасить" их по своему усмотрению.

Совет: при действующем законодательстве и существующей судебной практике не стоит возлагать особых надежд на подарочные карты и купоны. Желательно, чтобы такие бонусы не были для вас решающим фактором при покупке и (или) стимулом приобрести больше товаров в том или ином магазине.

Даешь гарантию!

Еще одна новомодная уловка выглядит так. Магазин объявляет распродажу, скажем, бытовой техники. Покупатели, нахватав сравнительно недорогих товаров, выстраиваются в очередь. Разумеется, всем хочется побыстрее рассчитаться и продолжить предпраздничный забег. И менеджеры магазина, войдя в положение, предлагают метод ускорения: обойтись без проверки качества приборов и заполнения гарантийных талонов. Мол, дома вскроете, посмотрите, если какие проблемы – без разговоров обменяем, в гарантийный ремонт примем и т.п. Насколько надежно поддаваться таким уговорам?

- Сейчас такой ход действительно очень распространен, причем, нередко на коробках с техникой уже красуется наклейка: «Проверено», - комментирует Дмитрий Лесняк. – Я бы на подобные предложения продавцов соглашаться не стал.

Трудностей, которые могут возникнуть в дальнейшем, минимум две. Во-первых, если вы сразу не убедитесь, что в коробке находится выбранный вами пылесос, а дома окажется, что там пара кирпичей, то предъявить претензии будет нелегко. Желательно, чтобы в таком случае при вскрытии упаковки присутствовала пара свидетелей. Во-вторых, если гарантийный талон не заполнен и не удостоверен печатью продавца, то при необходимости ремонта в сервисном центре могут усомниться в дате покупки и, соответственно, действии гарантии.

Совет: отстоять свои права на гарантийное обслуживание вам поможет пункт 2 статьи 16 закона "О защите прав потребителей". Эта норма не допускает, чтобы действие гарантии обусловливалось обстоятельствами, которые не имеют прямого отношения к качеству товара и причинам возникновения недостатков. Отсутствие или ненадлежащее оформление гарантийного талона как раз относится к таким обстоятельствам и потому не может быть причиной для отказа в гарантийном обслуживании.

В то же время имейте в виду, что сервис-центр вправе потребовать подтверждения даты покупки, чтобы убедиться в соблюдении срока гарантии. Таким доказательством может быть кассово-товарный чек, где указан вид проданного товара. Как вариант, также можно обратиться в магазин и попросить, чтобы вам поставили печать в гарантийном талоне.

"Купленному со скидкой коню в зубы не смотрят"

О том, что качественный товар, приобретенный на распродаже и не подошедший по каким-либо причинам, можно обменивать и сдавать, уже назубок знает большинство покупателей. На всякий случай напомним: если в магазине попытаются отказать, ссылайтесь на статью 25 закона "О защите прав потребителей".

Сейчас покупателей чаще смущает другая уловка. Если в купленном товаре обнаружатся скрытые дефекты, то магазины отказываются удовлетворять претензии на том основании, что вещь продана со скидкой на распродаже. На самом деле статья 18 закона "О защите прав потребителей" предусматривает, что продавец не несет ответственности за недостатки товара лишь в том случае, если соответствующие дефекты были заранее оговорены при продаже. Причем, согласно правилам продажи товаров, такая «оговорка» должна быть письменной. Например, в виде памятки, отметки на товарном чеке и т. п. В остальных случаях вы имеете полное право предъявлять претензию в обычном порядке.

На заметку покупателю: в ноябре 2011 года правительство России расширило перечень технически сложных товаров, которые можно обменивать и сдавать при любых недостатках лишь в течение 15 дней после приобретения. При обнаружении дефектов в более поздние сроки такие товары подлежат обмену и возврату только при существенных недостатках. То есть таких, которые не устранимы, проявляются повторно, требуют несоразмерного количества времени для устранения и т.п.

Если же дефекты не относятся к существенным, то технически сложный товар по истечении 15 дней после покупки придется сдавать в гарантийный ремонт. С полным перечнем товаров, в отношении которых действуют такие правила, можно ознакомиться в постановлении правительства РФ от 10 ноября 2011 года N 924.

Анна Добрюха