В наследство новой Госдуме от нижней палаты парламента предыдущего созыва досталось немало законопроектов. Понятно, что некоторые из них, скорее всего, претерпят существенные изменения, прежде чем дойдут до пера главы государства. А многие и вовсе не "доживут" до этого момента.

В связи с этим мы решили остановить свой взгляд на тех перешедших новому составу депутатов документах, которые представляются наиболее злободневными и при этом в современной обстановке имеют наибольшие шанс быть принятыми, поскольку внесены они на рассмотрение были либо президентом, либо правительством РФ.

Экстремистов гонят из интернета

Примечательным представляется правительственный проект федерального закона №588894-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". На фоне несмолкающих, хотя уже и не столь яростных, протестов по поводу итогов декабрьских парламентских выборов, этот документ (как и законодательство о борьбе с экстремизмом в целом) легко может быть использован в качестве средства политической борьбы. Внимание привлекает и тот факт, что в нем содержится инициатива преследовать экстремистов в Глобальной Сети. Не будем забывать, что именно она стала местом сбора и концентрации участников последних массовых уличных акций протеста.

Как указывается в пояснительной записке к проекту, "отсутствие адекватной реакции на размещение экстремистских материалов в Интернете со стороны органов государственной власти культивирует чувства вседозволенности и безнаказанности у лиц, совершающих эти деяния". В связи с этим предлагается установить уголовную ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности с использованием телекоммуникационных сетей.

Так, если ранее часть 2 статьи 280 Уголовного кодекса (УК) ("Публичные призывы к экстремистской деятельности") и статья 282 ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства на национальной и иной почве") предусматривали ответственность за соответствующие деяния, совершенные только "с использованием СМИ", то теперь предлагается изменить формулировку на «с использованием СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть Интернет)".

Помимо попыток установить контроль над виртуальным пространством, законопроект направлен на блокирование финансовых источников экстремизма. В частности, предлагаемая к введению норма статьи 2823 "Финансирование экстремистской деятельности" предполагает запрет на "предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования экстремистской организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации".

Подобная деятельность будет караться самыми разнообразными санкциями. Например, штрафом до 500 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до 3-х лет, дисквалификацией сроком до 3-х лет, лишением свободы на срок до 3-х лет. Те же деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения, повлекут, согласно части 2 данной статьи, более суровое наказание.

Такие нововведения не могут не вызывать беспокойства в связи с сохраняющейся аморфностью самого понятия «экстремизм». И, следовательно, возможностью привлечения к уголовной ответственности по соответствующим статьям за инакомыслие и оппозиционную деятельность. Но если прежде это касалось, в первую очередь, участников публичных уличных акций, то теперь «статья» угрожает, к примеру, и чрезмерно активным и невоздержанным на язык блогерам.

Адвокаты под прицелом

Также в наступившем году можно ожидать определенного роста государственного давления на адвокатов. На этот раз оно может быть связано с инициированным главой государства проектом федерального закона 55357-5 "О внесении изменений в федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Предусмотренные проектом нормы касаются изменения круга полномочий Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации).

Так, службе и ее территориальным органам предлагается предоставить следующие права и возможности:

- обращаться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката, если совет адвокатской палаты не рассмотрел соответствующее представление, либо принял решение об отказе в его удовлетворении;
- сократить срок рассмотрения адвокатской палатой представления о прекращении статуса адвоката с трех до одного месяца;
- для выяснения обстоятельств, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката, запрашивать необходимые материалы, связанные с участием адвоката в защите (представительстве) интересов доверителя в судах, правоохранительных  органах, иных государственных и муниципальных органах, а также получать соответствующие объяснения от адвоката.

Указанные полномочия, хотя и не являются чем-то "убийственным" для адвокатуры, тем не менее, отражают общую тенденцию усиления государственного контроля и надзора. А это, как и в указанном выше правительственном законопроекте, может привести к злоупотреблению новыми правами.

Снова 15 суток

Наконец, в контексте описанных выше законотворческих планов, интерес  представляют внесенные правительством РФ проекты федеральных законов № 628687-5 "О порядке отбывания административного ареста" и № 628678-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части закрепления порядка исполнения административного ареста). Речь идет о тех самых "пятнадцати сутках", которыми щедро награждали наиболее активных участников недавних митингов.

В настоящее время порядок отбывания административного ареста, который совершенно естественно связан с ограничением прав и свобод лица, регламентируется постановлением правительства РФ от 2 октября 2002 года № 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста". Следует напомнить, что по Конституции РФ подобные ограничения можно вводить только на основании специального закона.

Авторы законопроекта это наконец учли. Причем содержание документа, устанавливающего порядок отбывания административного ареста, на удивление либерально по сравнению с тенденциями, угадывающимися в рассмотренных ранее законопроектах.

Первое его преимущество заключается в том, что теперь из различных ведомственных актов сведены воедино многочисленные разрозненные нормы. Это, безусловно, облегчает надзор за их соблюдением, причем как со стороны самого государства, так и гражданского общества, а также самих арестованных.

Кроме того, в документе содержится ряд норм, улучшающих положение арестованных и способствующих защите их прав. Так, например, согласно новому порядку, администрация места отбывания административного ареста обязана направить уведомление о прибытии арестованного одному из его родственников (либо иному указанному арестованным лицу) не позднее одних суток со дня прибытия. Тогда как сейчас в действующих ведомственных актах есть только норма о том, что извещение близких родственников о водворении арестованного в специальный приемник возлагается на орган внутренних дел, на территории которого совершено правонарушение.

Также арестованному предоставляется право сделать один телефонный звонок один раз в сутки продолжительностью до пятнадцати минут. Платить за него, правда, должен сам гражданин, сидящий под замком. Сейчас у арестованных есть право лишь один раз в течение всего срока ареста пользоваться телефоном для связи с родственниками и близкими. Да и то - продолжительность такого разговора не может быть более трех минут.

Наконец, предусматривается возможность приостановления или прекращения исполнения постановления об аресте в случае возникновения у арестованного исключительных личных обстоятельств. К таковым авторы отнесли смерть или тяжелую болезнь близкого родственника, угрожающую жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье.

Положения законопроекта предусматривают также разработку и принятие ряда нормативных актов по вопросам определения норм питания арестованных, перечня тяжелых заболеваний, правил внутреннего распорядка, порядка производства медицинского освидетельствования. Часть из этих вопросов уже регулируется подзаконными актами. Следовательно, речь в настоящее время идет исключительно об их замене.

Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ