Нина Еременко, адвокат

Несколько дней назад исполнилось 20 лет с того дня, как был принят закон "О защите прав потребителей", являющийся для всех россиян одним из основных, который во многом определяет качество жизни каждого из нас.

Говоря юридическим языком, именно этот закон является основным правовым актом, регулирующим правила защиты прав потребителей на территории РФ. В этом законе впервые была дана четкая правовая характеристика категории "потребитель".

С принятием этого закона, любой гражданин, приобретающий товары или получающий услуги, одновременно получает правовой статус потребителя и, соответственно, попадает в правовое поле защиты и охраны своих прав, которые и определяются законом "О защите прав потребителей".

За весь срок существования этого закона  в его текст многократно вносили изменения и дополнения.

Те не менее,  благодаря стремительному и подчас не вполне цивилизованному развитию рыночных отношений в нашей стране, достаточно часто возникают правовые коллизии, когда речь идет об отношениях, вроде бы возникающих из потребления товаров и услуг, а прямого ответа на вопрос, как поступить в том или ином случае, закон не содержит.

В качестве примера можно привести продажу товаров, которые потребитель находит и приобретает через Интернет. Закон регулирует эти отношения, но практика, тем не менее, говорит об обратном. Потребитель по-прежнему плохо защищен в случае продажи ему несертифицированного товара, так как часто ему предоставляются неполные сведения о товаре, его свойствах и качестве. Более того, и продавец может оказаться в итоге совершенно другим, а не тем, который изначально был указан в рекламе.

Учитывая, то, что товар доставляется курьером или пересылается по почте, получить какие-либо наиболее полные и отвечающие действительности сведения бывает просто невозможно.

Следует отдельно отметить и привести в качестве примера ситуации, которые происходят на рынке финансовых услуг. Как правило, гражданам предлагается стать членами какой-либо "кассы взаимопомощи" или вступить в кооператив, товарищество, в которых, например, в случае постепенных накоплений можно рассчитывать на приобретение жилья или просто получить высокие проценты на вложенные суммы. Участникам таких сделок также предлагается привлекать все новых клиентов - членов для роста структуры бизнеса, а на самом деле "финансовой пирамиды".

В этом случае граждане не представляют, что они уже фактически являются жертвами – пострадавшими от действий мошенников и их ситуация относится к области уголовного законодательства. Несмотря на это, граждане продолжают считать, что им оказывают обычную услугу и они защищены законом о правах потребителя.

Еще одним ярким примером могут служить ситуации, связанные с услугами почтовой и телефонной связи.

В жизни практически каждому гражданину приходиться пользоваться мобильной связью. Да, есть федеральный закон "О связи", в котором определенны особенности оказания услуг связи гражданам. Однако права потребителей этих услуг во многих случаях не защищены должным образом, когда например, у мобильных операторов происходят сбои и огромное число абонентов остается без телефонной связи и ее отсутствие вызывает массу проблем и потерь, которые, к сожалению никто пока не считал.

За подобными эпизодами в работе мобильных операторов, которые повлекли ущерб гражданам, должны следовать иски в суды о возмещении убытков, однако этого не происходит именно потому, что закон "О защите прав потребителей" в части защиты интересов граждан здесь далеко не совершенен.

В связи с этим хотелось бы выразить пожелание, чтобы этот закон продолжал оставаться в центре внимания законодательных органов власти, продолжал совершенствоваться и стоять на защите прав российского потребителя.