В Мосгорсуде 27 февраля началось рассмотрение по существу уголовного дела в отношении преподавателя Центральной детской музыкальной школы (ЦМШ) при Московской консерватории Анатолия Рябова, обвиняемого в сексуальных действиях насильственного характера в отношении двух учениц. Экспертизу в отношении потерпевших проводил тот же исследовательский центр, который занимался исследованием по делу осужденного за педофилию чиновника Минтранса РФ Алексея Макарова. Этот факт говорит о том, что данное дело еще только вызовет неоднозначную реакцию среди независимых экспертов и наблюдателей. И, нетрудно догадаться, их комментарии будут столь же полярными по тональности, как и в случае с осужденным чиновником. Тем более что обвиняемому Рябову в настоящий момент 65 лет, и он виновным себя не признает, ссылаясь как раз на собственный преклонный возраст.

Между тем, отечественные парламентарии в самое ближайшее время собираются ужесточить законодательство, направленное на борьбу с педофилией.

Усиление санкций

Недавно Советом Федерации был одобрен и направлен на подпись президенту законопроект № 577813-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс (УК) Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних" - пресловутый "закон о кастрации педофилов", о котором РАПСИ рассказывало полгода назад. Напомним, что ключевыми идеями законопроекта – помимо пресловутой химической кастрации – стали такие положения, как запрет на условное осуждение педофилов, более строгий порядок их условно-досрочного освобождения и т.д.

С тех пор проект претерпел определенные изменения, и мы кратко остановимся на них.

Основной тренд к третьему чтению – внесение изменений во все большее количество статей УК РФ, существенная детализация составов преступлений и значительное увеличение санкций. При этом дополнительные изменения продолжают вноситься и в общую часть УК РФ. Например, совершение преступления в отношении несовершеннолетнего его родителем, воспитателем, учителем и другим лицом, которое обязано осуществлять воспитание и надзор за несовершеннолетним, предлагается сделать отягчающим обстоятельством.

Значительной переработке подверглись нормы, связанные с посягательством на половую неприкосновенность несовершеннолетних. Тексты соответствующих положений (статьи УК РФ 131 - 135, 240, 241, 242 и 242.1 - сексуальное насилие, проституция, порнография) стали гораздо подробнее, санкции в них ужесточены.

В частности, предлагается установить, что авторы порнографических материалов с участием детей будут отвечать не только за изготовление и оборот соответствующей "продукции", но и за сам факт фото, видео, киносъемки и иное использование несовершеннолетнего. Для этого предлагается ввести в УК РФ статью 242.2, минимальный срок лишения свободы по которой будет составлять от трех лет лишения свободы, а с использованием Интернета – от восьми лет заключения.

Также законопроектом предусмотрено исключение признака заведомости для ряда составов в отношении несовершеннолетних. Речь идет о статьях 121 ("Заражение венерической болезнью"), 122 ("Заражение ВИЧ-инфекцией"), 127.1  ("Торговля людьми"), 127.2 ("Использование рабского труда").

Это означает, что для признания лица виновным в совершении этих преступлений нет необходимости устанавливать, знало ли оно о том, что совершает преступления против несовершеннолетнего.

Предупрежден — значит, вооружен

Другим проектом, внесенным в Госдуму в целях борьбы с педофилией — на сей раз Правительством РФ — является документ №14704-6 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", который служит защите пострадавшего ребенка от рецидива преступления и мести со стороны осужденного педофила.

В обосновании проекта правительство ссылается на Конвенцию Совета Европы (СЕ) о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, принятой Комитетом министров СЕ 12 июля 2007 года. Согласно данному документу государства-участники Конвенции обеспечивают информирование жертв преступлений сексуального характера и их семей о том, что привлеченное к ответственности лицо освобождается временно или окончательно.

Исходя из этого, законопроектом предлагается наделить пострадавшего и его законных представителей правом на стадии судебного следствия ходатайствовать о предоставлении информации об освобождении из мест лишения свободы лица, совершившего в отношении пострадавшего преступления сексуального характера, а равно о выезде такого лица за пределы исправительного учреждения. Данное ходатайство будет разрешаться одновременно с постановлением приговора, а постановление или определение суда по разрешению ходатайства - направляться в исправительное учреждение вместе с приговором.

В связи с этим законопроект предусматривает изменения в статьях 97 и 173 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ. Первая из этих статей регулирует порядок выездов осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений в случаях смерти или тяжелой болезни близкого родственника, из-за причинившего значительный материальный ущерб стихийного бедствия, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения, а также в схожих ситуациях. Статья 173 УИК предусматривает новый порядок действий в случае прекращения отбывания наказания и освобождения осужденных из мест лишения свободы.

В указанных статьях предлагается закрепить обязанность администрации исправительного учреждения направлять потерпевшему уведомление об освобождении осужденного или его временном выезде за пределы колонии, если в его личном деле имеется постановление или определение о предоставлении потерпевшему такой информации. В случае освобождения осужденного такое уведомление необходимо направлять незамедлительно. В случае временного выезда за пределы исправительного учреждения — в срок не менее чем за 30 суток до освобождения осужденного. А при досрочном освобождении – в день такого освобождения.

Выводы

Учитывая, увы, далеко не редкие, леденящие душу истории о насилии над детьми, нельзя не поддержать действия власти в направлении борьбы с этим злом. Хочется надеяться, что к ним будет "прилагаться" добросовестная работа сотрудников правоохранительных органов. В противном случае все подобные проекты так и будут оставаться страшилкой для плохих мальчиков, а не суровым наказанием для извращенцев.

Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ