Михаил Голиченко, кандидат юридических наук, адвокат, ведущий аналитик по правам человека Канадской правовой сети по ВИЧ/СПИД (Canadian HIV/AIDS Legal Network - организация со специальным консультативным статусом при Экономическом и социальном совете ООН).

Анализ предлагаемых ФСКН РФ мер - введение уголовной ответственности за незаконное потребление наркотиков, а также введение принудительного лечения лиц, больных наркоманией либо "систематически" потребляющих наркотики - показывает их несоответствие Конвенциям ООН о наркотиках, Конституции РФ и международным договорам РФ.

Что необходимо принять во внимание при толковании Конвенций ООН о наркотиках

1. Конвенции ООН о наркотиках не предусматривают установление ответственности за потребление наркотиков. Они предписывают государствам ограничить исключительно медицинскими и научными целями оборот наркотиков, что не означает для государств возможность установления запрета немедицинского потребления наркотиков под угрозой административного и тем более уголовного наказания. Есть мнение, что возможность установления ответственности за потребление наркотиков, в том числе уголовной, предусмотрена ст. 38 Конвенции Единой Конвенции 1961 г, часть 1 которой на русском и французском языках читается как "стороны … принимают все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами". Однако, официальный комментарий ООН к ст. 38 указывает что "принимая во внимание природу положения ч.1 ст. 38, предпочтение отдается английскому варианту текста", который говорит о practicable, т.е. "практичных", а не "любых возможных" мерах.

2. Исходя из пункта 4 ст. 14 Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, проверку адекватности выбранных мер снижения спроса на наркотики, включая ответственность за потребление наркотиков, возможно проводить исходя из их соответствия рекомендациям ООН и ее специализированных учреждений, таких как Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС). Аналогичную позицию занимает Верховный Суд РФ, который указывает, что "содержание принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений".

3. Исходя из пункта b части 3 ст. 31 Конвенции "О праве международных договоров", для целей толкования международных договоров необходимо учитывать последующую практику применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования. К таким соглашениям можно отнести Декларации и резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН, резолюции Комиссии ООН по наркотическим средствам, резолюции Экономического и социального совета ООН, по вопросам контроля над наркотиками и мер снижения спроса на наркотики.

4. Конвенции ООН о наркотиках, равно как и национальное законодательство о контроле над оборотом наркотиков необходимо толковать в нормативном единстве с положениями других международных договоров, в частности с положениями о правах человека. Таковы требования пункта с части 3 ст. 31 Конвенции "О праве международных договоров". Также о необходимости строгого соответствия норм и практики контроля над оборотом наркотиков говорят пункт 3 ст. 1 и ст. 103 Устава ООН, что неоднократно подчеркивалось в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, резолюциях Комиссии ООН по наркотическим средствам, а также документах Международного Комитета по контролю над наркотиками. Аналогичный подход отражен в ст. 18 Конституции РФ, которая указывает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Уголовная ответственность за употребление наркотиков не является действенной мерой для снижения уровня потребления наркотиков или доступности наркотиков в обществе либо для достижения иных целей охраны здоровья населения и обеспечения общественного порядка.

Мировой опыт показывает, что установление ответственности за потребление наркотиков приносит минимальный результат с точки зрения снижения уровня потребления наркотиков или доступности наркотиков в обществе, однако влечет серьезные последствия в виде стремительного роста ВИЧ/СПИДа среди потребителей наркотиков, их маргинализации и недоступности для медицинских и социальных служб, смертей от передозировок, а также росту тюремного населения и значительным дополнительным бюджетным расходам.

В некоторых цивилизованных странах, включая семь стран Евросоюза, употребление наркотиков продолжает оставаться уголовно наказуемым деянием. Однако следует отметить, что законы, установившие такую меру, были введены не менее 10-15 лет назад, а многие намного раньше, - в 1970-е годы (Франция, Великобритания, Швеция). Правоприменительная практика в этих странах показывает, что наркопотребители крайне редко доходят до суда и уж тем более подвергаются наказанию за употребление наркотиков. Это полностью соответствует научным данным о том, что наказание не является эффективной и действенной мерой для работы с наркозависимыми людьми.

Позиция ВОЗ, УНП ООН, ЮНЭЙДС и других учреждений ООН по отношению к наказанию за потребление наркотиков

Предлагаемые ФСКН РФ меры "побуждения к лечению наркомании", включая уголовное наказание и принудительное лечение, в отношении потребителей наркотиков полностью противоречат совместному заявлению 12 учреждений ООН, призывающему к немедленному закрытию центров принудительного лечения  и содержания для лиц, потребляющих наркотики. Несмотря на разницу в названиях, предлагаемые ФСКН РФ меры приведут именно к созданию мест принудительного содержания и принудительных работ под видом лечения для лиц, потребляющих наркотики. В частности законопроект предусматривает в качестве наказания за употребление наркотиков принудительные работы, которые отбываются осужденным в исправительных центрах. Осужденные не могут самостоятельно покидать территорию исправительных центров (ст. 60.4 УИК РФ). Законопроект также предусматривает принудительное лечение в наркологическом стационаре. ВОЗ и УНП ООН категорически высказываются против уголовных санкций по отношению к лицам, страдающим наркозависимостью.

Дополнительно к осуждению центров для принудительного содержания, Конвенции ООН, а также многочисленные документы учреждений ООН указывают на то, что лица, страдающие наркозависимостью не должны находится в местах лишения свободы и им необходимо предоставлять альтернативные виды наказания всегда, когда это возможно, так как зависимость является медицинской, а не уголовно-правовой проблемой. Названные документы ООН говорят об альтернативных наказаниях за связанные с потреблением наркотиков преступления, в первую очередь хранение, приобретение, совершенные наркозависимыми лицами хищения, но не за потребление наркотиков само по себе.

Положения деклараций и резолюций Генеральной Ассамблеей ООН, резолюций Комиссии ООН по наркотическим средствам (КНС), Совета ООН по правам человека, которые касаются вопросов контроля над наркотиками и мер снижения спроса на наркотики.

Декларации Генеральной Ассамблеи ООН о наркотиках, а также резолюции по не связанным с лишением свободы мерам наказания указывают на необходимость сбалансированного подхода при разработке мер контроля над наркотиками, включая представление альтернатив лишению свободы и возможность назначения лечения вместо наказания. Данные документы не призывают к введению ответственности за потребление наркотиков.

Многочисленные резолюции КНС со ссылкой на Декларацию тысячелетия ООН, Политическую Декларацию ООН по ВИЧ/СПИДу, Декларацию о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, призывает государства устранить препятствия в доступе потребителей наркотиков к программам профилактики, лечения и ухода при ВИЧ/СПИД. Комиссия ООН по правам человека, а позднее Совет ООН по правам человека в своих многочисленных резолюциях требует применения государствами руководящих принципов по ВИЧ и правам человека, в частности принципа об исключении государствами злоупотреблений уголовным и уголовно-исполнительным правом по отношению к группам людей, уязвимых к ВИЧ. Предложение о введении уголовной ответственности за потребление наркотиков является ничем иным как злоупотреблением уголовным и уголовно-исполнительным правом на фоне многочисленных исследований, демонстрирующих негативное влияние уголовно-правовых репрессий против потребителей наркотиков на развитие эпидемии ВИЧ/СПИД, включая исследования, проведенные на территории России.

Таким образом, предложение ФСКН РФ ввести уголовную ответственность и принудительное лечение за употребление наркотиков противоречит рекомендациям Генеральной Ассамблеи ООН, КНС, Совета по правам человека, а также учреждений системы ООН. Подобные предложения ФСКН РФ являются явным движением в противоположную сторону от развитого мира и научного прогресса.

Противоречие мер, предложенных ФСКН РФ, запрету применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

Наркомания признана в Российской Федерации заболеванием, при котором синдром зависимости полностью не редуцируется даже при длительных ремиссиях. Аналогичный подход к наркомании как к хроническому заболеванию признается ВОЗ. Несмотря на это, ФСКН РФ предлагает наказывать людей за болезнь, что противоречит Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ст. 3 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", ст. 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 21 Конституции РФ.

Ни одно из правоохранительных учреждений, включая спецприемники, СИЗО и камеры для административно задержанных, не имеют возможности оказывать квалифицированную помощь при синдроме отмены. Пребывание человека больного наркоманией в таких условиях является жестоким обращением в нарушение названных нормативных актов.

Используемые методы лечения наркомании в России крайне неэффективны. По официальным данным ФСКН РФ, более 90% пациентов наркологических клиник возвращаются к потреблению незаконных наркотиков в течение года. По данным Национального научного центра наркологии в 2010 г. в РФ работало 3 реабилитационных центра в совокупности на 140 мест, и 71 реабилитационное отделение на 1441 коек. Таким образом, государство может обеспечить реабилитацию 0,3% из официально зарегистрированного (550 000) и 0,09% из оценочного (1,7 млн) числа наркозависимых. Применяемая в развитых странах заместительная терапия метадоном и бупренорфином запрещена в России и снятие запрета не предполагается в обозримом будущем. Принуждение к неэффективному лечению обладает всеми признаками жестокого обращения.

Противоречие мер, предложенных ФСКН РФ, гарантиям права на здоровье

Репрессивные меры в отношении потребителей наркотиков, в частности установление уголовной ответственности за их потребление, наркологический учет и принудительное лечение наркомании способствуют маргинализации потребителей наркотиков, ведут к росту ВИЧ/СПИД и других заболеваний, передаваемых с кровью, препятствует наркопотребителям в обращении к социо-медицинским службам, влечет нарушения врачебной тайны и неприкосновенности частной жизни, что рассматривается со стороны ООН как нарушение ряда прав человека и основных свобод, включая права на здоровье (ст.12 Международного Пакта "Об экономических, социальных и культурных правах"). Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам настоятельно призвал Россию "применять правозащитный подход к наркоманам, с тем чтобы они не утрачивали свое основное право на здоровье".

Противоречие мер, предложенных ФСКН РФ, гарантиям права на частную жизнь, права на свободу и личную неприкосновенность

Предлагаемые ФСКН РФ меры не отвечают требованию о защите прав человека и основных свобод от произвольного вмешательства со стороны государства, что противоречит Конституции РФ. В частности ФСКН РФ предлагает принудительное лечение лиц, "систематически употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача". Большинство из лиц, два раза в год употребляющих наркотические средства, не нуждаются в каком-либо лечении.

Принуждение к лечению, за исключением крайне ограниченных случаев, является грубым нарушением права на частную жизнь, тем более если принудительное лечение назначается тем, кому оно не требуется. Это противоречит ст. 23 Конституции РФ, ст. 17 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 8 Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (далее Европейская Конвенция).

Принудительное лечение и наказание за употребление наркотиков потребует использования результатов тестирования на наркотики. Существует достаточное количество публикаций, в том числе выполненных учреждениями ООН, показывающих, что тесты на наркотики могут быть ложно положительными или ложно отрицательными, что зависит от ряда факторов, включая употребление определенных легальных медикаментов и продуктов питания. Привлечение к уголовной ответственности на основании доказательств, полученных в результате тестирования недопустимо, так как это создаст почву для произвольного ограничения свободы и наказания.

Европейский суд неоднократно указывал, на недопустимость произвольного вмешательства в права и свободы, охраняемые Европейской Конвенцией, в частности статьями 5 и 7 Конвенции. Произвольное ограничение свободы может быть признано Европейским судом как нарушение Конвенции даже в том случае, если формально такая мера соответствует национальному законодательству, однако противоречит Европейской Конвенции.

Предлагаемые меры ФСКН РФ выбирает в произвольном порядке

Об этом свидетельствует отсутствие какой-либо научной обоснованности ответственности за употребление наркотиков и принудительного лечения, тогда как о неэффективности данных мер говорят многочисленные исследования и публикации. Предлагая новый набор репрессивных мер «побуждения к лечению» ФСКН РФ не представила научных исследований, которые бы ответили на вопрос, почему уже имеющиеся меры альтернативных наказаний и обязательного лечения в рамках условного осуждения при возможности рассмотрения дела в особом порядке, не привели к какому-либо результату, за исключением роста лиц, содержащихся в местах лишения свободы по наркостатьям на 51% с 2001 по 2010 год (каждый седьмой заключенный в РФ).

Противоречие мер, предлагаемых ФСКН РФ Конвенции ООН против коррупции

ФСКН РФ предлагает освобождение от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших уголовно наказуемое употребление. В совокупности с возможностью произвольного наказания за потребление наркотиков, данная мера приведет к тому, что задержанные, в целях избежания дальнейших репрессий, будут соглашаться с предъявленным обвинением, проходить лечение, даже если оно им не нужно.

Создаваемая таким образом система не будет иметь никакого положительного эффекта с точки зрения снижения спроса на наркотики, однако создаст условия для коррупции. УНП ООН отмечает что "законы и практика, позволяющие применение суровых санкций за незначительные правонарушения, такие как хранение наркотиков без цели сбыта, в упрощенном порядке, открывают двери коррупции среди сотрудников правоохранительных органов", что противоречит ч. 3 ст. 5 Конвенции ООН против коррупции.

Предлагаемые ФСКН РФ меры носят дискриминационный характер

Находясь в противоречии с целым рядом прав и основных свобод человека, предлагаемые ФСКН РФ меры направлены против одной группы лиц – потребителей наркотов, включая тех, кто страдает наркоманией. Ограничение прав по признаку здоровья является дискриминацией. Свобода от дискриминации не является абсолютной (в отличие к примеру от права на свободу от пыток и жестокого обращения). Практика Европейского суда показывает, что оценку "различного обращения" в отношении лица или группы лиц, на соответствие ст. 14 Европейской Конвенции (свобода от дискриминации) необходимо проводить, исходя из  того, преследует ли различное обращение устновленную законом цель и приводят ли выбранные меры к достижению такой цели.

Основными целями контроля над оборотом наркотиков являются  охрана здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Предлагая установление уголовной ответственности за потребление наркотиков и принудительное лечение наркомании, ФСКН РФ преследует данные цели. Однако, как было показано ранее репрессивные меры в отношении потребителей наркотиков, включая ответственность за потребление наркотиков и принудительное лечение наркомании не являются действенной мерой для снижения уровня потребления наркотиков или доступности наркотиков в обществе либо для достижения иных целей охраны здоровья населения и обеспечения общественного порядка.

В то же время данные меры влекут рост новых случаев ВИЧ/СПИД, гепатита С среди потребителей наркотиков, рост тюремного населения и новые случаи туберкулеза, особенно среди лиц, чей имуннитет ослаблен ВИЧ-инфекцией. Официальные данные по Российской Федерации подтверждают, что репрессии в отношении потребителей наркотиков влекут ряд серьезных негативных последствий для охраны здоровья населения.

Так, 80% случаев инфицирования ВИЧ с 1987 по 2008 год было связано с употреблением инъекционных наркотиков. Около 11 % людей, живущих с ВИЧ и знающих  о своем диагнозе, находятся в местах лишения свободы. В некоторых городах до 90% людей, употребляющих наркотики инъекционно, инфицированы гепатитом С. Из всех больных активными формами туберкулеза, 16% содержалось в учреждениях Федеральной Службы Исполнения Наказаний. По данным ВОЗ, Российская Федерация стала одним из 3 мировых лидеров по заболеваемости туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ) – в 2007 г. было зафиксировано 43 000 случаев. В 2009 г. распространенность МЛУ-ТБ выросла за один год на 10,2%.

Общее число случаев туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией, на конец 2008 г. составило 16813, что почти на 18% больше, чем в 2007 г. Прогрессирование туберкулеза стало непосредственной причиной смерти в 66,5% случаев среди умерших от ВИЧ-инфекции. Около 75 % мужчин и 54 % женщин, живущих с ВИЧ и ТБ, инфицировались ВИЧ посредством инъекционного употребления наркотиков.

Иными словами есть все основания прогнозировать, что предлагаемые ФСКН РФ репрессивные меры не приведут к достижению цели охраны общественного порядка, но еще более отдалят систему контроля над оборотом наркотиков в РФ от достижения цели охраны здоровья населения. В этой связи данные меры являются дискриминационными, что противоречит ст. 19 Конституции РФ, а также ст. 14 Европейской Конвенции, ст. 2 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а также ст. 2 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Вывод

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые ФСКН РФ уголовная ответственность за употребление наркотиков и принудительное лечение наркомании выходят за допустимые рамки "возможных мер по предотвращению злоупотребления наркотическими средствами" предусмотренных Конвенциями ООН о наркотиках, так как не являются действенными и противоречат положениям международных договоров о правах человека.

Данные меры противоречат ст. 7, 15, 18, 19, 21, 22, 23, 41 и 55  Конституции РФ, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, ст. 3, 5, 7, 8, 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", ст. 2, 7, 9, 10, 17 Международного Пакта о гражданских и политических правах, ст. 2, 41 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах и свободах, ст. 5 Конвенции ООН против коррупции. 

В силу ст. 15 Конституции РФ положения данных международных договоров являются составной частью правовой системы РФ и подлежат приоритетному применению в случае, если им противоречат нормы федеральных законов. В этой связи предлагаемые ФСКН РФ меры не могут считаться конституционными и применяться на территории РФ.