По мнению издателей учебной литературы, принятие поправок в четвертую часть Гражданского кодекса, посвященную интеллектуальным правам, в том виде, в каком их одобрила в первом чтении Госдума, приведет к постепенному исчезновению учебников как таковых. Авторы просто перестанут писать учебные пособия, поскольку потеряют материальные стимулы к их написанию.
К такому мнению пришли представители ряда ведущих издательств на пресс-конференции в РИА Новости. Однако конечным адресатом их беспокойства должны стать депутаты и президент. Последнему, впрочем, будет направлено открытое письмо, под которым подписались уже около 50 представителей издательского бизнеса.
Научное чтиво
Издателей встревожили поправки, предлагаемые в статью 1275 ГК РФ, которая регулирует использование авторских произведений библиотеками, архивами и образовательными организациями.
В действующей редакции допускается "репродуцирование" произведений без согласия автора в единственном экземпляре и без извлечения прибыли. Библиотеки, в частности, имеют право оцифровывать отдельные статьи и "малообъемные произведения" из сборников, газет и других изданий. Получившимися файлами библиотеки могут делиться между собой, а также выдавать их по запросам граждан "для использования в учебных и научных целях".
Вместе с тем, передача гражданам цельных произведений не предусмотрена.
Поправки в ГК, которые, как ожидается, осенью могут быть приняты Госдумой в третьем, окончательном, чтении, заметно расширяют 1275-ю статью в соответствии с новыми реалиями.
Например, уточняются условия использования электронных копий произведений посетителями библиотек: с ними читатели могут работать только в читальных залах, где исключена возможность копирования файлов.
Но самое принципиальное нововведение, вызвавшее протест издателей, состоит в том, что расширен перечень произведений, которые библиотеки вправе переводить в электронную форму и впоследствии выдавать читателям.
Список предлагается дополнить произведениями, имеющими "исключительно научное и образовательное значение". По мнению издателей, тем самым открывается возможность для бесконтрольного и безграничного использования учебной литературы без выплаты отчислений правообладателям – авторам и издательствам.
Отраслевой коллапс
Как полагает главный редактор издательства "Инфра-М" Владимир Прудников, поправки в ГК обернутся коллапсом всего рынка образовательной литературы. Он напомнил, что каждое издательство сейчас обязано рассылать 16 обязательных экземпляров каждого нового издания в различные инстанции, в том числе в библиотеки. По мнению Прудникова, после того, как библиотека оцифрует свой экземпляр и предоставит его в свободный доступ, остальной тираж издательству продать не удастся.
Ректор Высшей школы международного бизнеса Леонид Евенко высказался от имени тех, кто учебники пишет. По его словам, может быть подорвана цепочка создания интеллектуальных активов, так авторы утратят такую часть мотивации для написания книги, как гонорар, материальное вознаграждение, которое выплачивалось издательством.
"Мы не против электронных книг, - уточнил директор издательства "Юрайт" Сергей Дарий. – Мы не ретрограды, которые стоят на пути прогресса. Мы против легализации книжного пиратства".
Эксперт в области авторского права адвокат Вадим Усков провел аналогию с индустрией звукозаписи: когда появилась возможность скачивать музыку из Интернета, практически все звукозаписывающие компании перестали существовать. По мнению издателей, такая же участь может грозить и книжному рынку учебной литературы.
20 лет спустя
У издателей есть свои предложения, как избежать коллапса. Они предлагают депутатам внести поправки в поправки. Инициатив две. Во-первых, ограничить круг произведений научного и образовательного значения, копирование которых, напомним, разрешено библиотекам, произведениями, не издававшимися в России более 20 лет. Во-вторых, сохранить запрет выдавать читателям электронные копии произведений.
Иначе, по мнению издателей, последствия нововведений рано или поздно придется разгребать государству. Если авторы перестанут писать новые учебники, не останется ничего как стимулировать авторов за счет бюджета. Но зачем перекладывать на бюджет функцию, с которой сейчас справляется рынок, задались вполне уместным вопросом издатели. Ведь в любом случае за книгу, учебник, любой интеллектуальный продукт кто-то должен автору заплатить – либо издатель, либо государство через свои библиотеки.
А заключительным аккордом пресс-конференции стало предложение одного из выступающих "поставить знак равенства между электронной книгой и бумажной": "Почему украсть бумажную книгу – плохо, а электронную – нормально?"
Но, как представляется, на тот же тезис о равенстве можно посмотреть и под другим углом. Появление такого тождества может стать решением проблемы, о которой заявили издатели: гонорары авторам они смогут платить с продажи электронных книг.
Пока же издателям-авторам письма к президенту предстоит собирать под ним рукописные подписи – подписи, полученные по электронной почте, в администрации президента не приняли.
Сергей Феклюнин.