Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ

 
Кампания по борьбе с пьянством за рулем, развернутая в конце сентября представителями "Единой России" и правительством РФ после нашумевшей аварии на Минской улице в Москве, грозит выйти за рамки только "автомобильной" темы и затронуть многие сферы общественной жизни – от  борьбы с преступностью в целом до медицины и трудовых прав граждан в частности. Это следует из текста законопроекта, внесенного в конце октября в Госдуму группой депутатов от "Единой России" во главе с главой комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой. Документ будет рассмотрен нижней палатой до конца текущего года.

Парламентарии предложили целый ряд кардинальных мер. А именно: ввести новый вид освидетельствования - на предмет употребления наркотиков, и сделать его обязательным и регулярным для разных категорий граждан, работающих в сфере транспорта и имеющих доступ к оружию. Обязать медиков, проводящих такие освидетельствования, сообщать в правоохранительные органы о положительных результатах тестов (с автоматическим привлечением "попавшихся" к административной ответственности). Предусмотреть возможность увольнения работников за подтвержденный факт употребления наркотиков и за уклонение от подобного освидетельствования.

Мнения авторов законопроекта и сторонних экспертов насчет возможного эффекта таких нововведений, как водится в последнее время, разошлись кардинально. Одни заявили, что закон будет носить "превентивное и охранительное" значение. Другие назвали его бессмысленным с практической точки зрения, но дающим новые поводы для злоупотреблений и коррупции, а также противоречащим здравому смыслу и ставящим под сомнение практическую реализацию основных прав человека.

Тем не менее, шансы на воплощение замыслов в жизнь весьма высоки. Как показывает опыт принятия других резонансных законов, депутаты Госдумы все меньше обращают внимание на стороннюю критику. Авторам же данной инициативы авторитета среди коллег не занимать.

Мировая проблема

Разработку законопроекта Ирина Яровая анонсировала еще 5 октября - сразу после совещания у главы правительства Дмитрия Медведева, посвященного безопасности дорожного движения. Правда, поначалу ничто не предвещало больших потрясений. Среди прочего было предложено лишь дополнить процедуру получения водительских прав обязательным тестом на наличие в организме соискателя специального права наркотиков, то есть, по сути, просто получением еще одной справки. Таким образом парламентарии отреагировали на новость о том, что в крови лихача, убившего 22 сентября на автобусной остановке на Минской улице семь человек, был обнаружен не только алкоголь, но и следы наркотиков.

Однако в итоге все обернулось поиском "новых законодательных путей" решения проблемы распространения наркотиков в целом. По крайней мере, именно так сказано в пояснительной записке к проекту закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях введения обязательного медицинского освидетельствования на предмет потребления наркотических средств или психотропных веществ для отдельных категорий граждан".

Его авторы при этом сослались не только на проблемы самой России, которые заключаются в росте уровня преступлений, связанных с наркотиками, но и всего мира, отметив, что, по данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП), общее число потребляющих наркотики составляет от 3,5% до 5,7% всего взрослого населения Земли.

К слову, представители УНП в свое время разъясняли, что эти цифры относятся не к закоренелым наркоманам и даже не к тем, кто регулярно употребляет наркотики, а касаются людей, потреблявших наркотики хотя бы один раз в год. Данный факт, правда, было решено оставить, что называется, за кадром.

Анализы покажут

Именно на этом основании авторы законопроекта предложили ввести "систему выявления потребителей" наркотиков среди представителей профессий, чья работа требует особой ответственности.

К таковым они отнесли частных охранников, авиационный персонал, военнослужащих-контрактников, сотрудников органов внутренних дел, командный состав судов водного транспорта, работников железных дорог и прочих транспортных предприятий, так или иначе связанных с управлением транспортными средствами. Впрочем, список таких профессий и категорий может быть расширен, поскольку законопроект предполагает создание их отдельного перечня, который должен утверждаться правительством.

По замыслу депутатов, такие работники должны будут ежегодно проходить "освидетельствование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ". Несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, на самом деле приведенное в законопроекте определение является, без преувеличения, новеллой в отечественном праве. Дело в том, что до сих пор российские законы и подзаконные акты не предусматривали такого вида освидетельствования как процедуры, которые могут иметь правовые последствия. На данный момент освидетельствование может касаться только общего состояния здоровья исследуемого человека и устанавливать, например, находится ли он в состоянии опьянения.

Как именно должен будет проводиться новый вид освидетельствования, в законопроекте не разъясняется. Порядок и форму заключения должен установить "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти", то есть, скорее всего, Минздрав.

Вместе с тем, правовые последствия такой процедуры расписаны весьма подробно, и дают основание предположить, что она будет заключаться в исследовании анализов тестируемых граждан на следы употребления наркотиков. Так, статью 79 закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", в которой перечисляются обязанности медицинских организаций, предлагается дополнить нормой о необходимости "информировать органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ… о выявленных в процессе медицинского освидетельствования лицах, допускающих потребление наркотических средств или психотропных веществ".

Аналогичной формулировкой авторы законопроекта хотят дополнить и статью 13 этого же закона ("Соблюдение врачебной тайны"), внеся ее в список исключений, при которых ставшие известные врачу сведения о гражданине могут быть переданы кому-либо еще без его согласия.

Органы наркоконтроля, в свою очередь, следуя логике нововведений, на основании таких данных получат возможность привлекать граждан к административной ответственности по статье 6.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП) за "потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача". Санкция по статье - штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей или арест до 15 суток.

Согласно предложенным поправкам в Трудовой кодекс РФ и ряд других законов, "неоднократное в течение года привлечение к административной ответственности за употребление наркотиков", так же как и "уклонение от прохождения" соответствующего освидетельствования, может стать основанием для увольнения работника "особой категории". Кроме того, для таких профессий вводится запрет на прием на работу граждан без прохождения нового вида освидетельствования. Также предлагается запретить брать на работу тех, кто уже привлекался к административной ответственности за употребление наркотиков.

Примечательно, что простых, непрофессиональных водителей, с которых, собственно, все и началось, эти нововведения коснутся в последнюю очередь. Им, также как и претендентам на получение лицензии на владение гражданским оружием, надо будет проходить освидетельствование лишь один раз – при получении специального права.

Вообще освобождены от обязанности проходить освидетельствование на наркотики, получается, будут военнослужащие-срочники. С точки зрения логики это могло бы показаться странным, поскольку вчерашние призывники также имеют дело и с оружием, и с военной техникой. Однако, авторы законопроекта, очевидно, решили не создавать лишний способ уклонения от воинского долга для тех, кто не горит желанием его исполнять.

Согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, на его реализацию потребуется ежегодно почти 2 млрд. рублей: из расчета общего числа военнослужащих (390 тыс. человек) и правоохранителей (900 тыс. человек), а также примерной цены каждого освидетельствования в 1500 рублей.

Самооборона против врачебной тайны

Авторы законопроекта, представляя его в Госдуме, естественно, говорили об исключительной пользе своих инициатив. Ирина Яровая расценила предложенные нормы как "необходимые правила самообороны общества", которые позволят своевременно выявлять потребителей наркотиков, "а, следовательно, не допускать осуществление полномочий, которые могут повлечь, в том числе, трагические последствия".

Между тем, опрошенные юристы и эксперты, наоборот, подвергли его жесткой критике.

Адвокат Евгений Черноусов, много лет проработавший в подразделениях МВД по борьбе с наркотиками, уверен, что предложенные в законопроекте меры лишь создадут дополнительную путаницу в сфере борьбы с наркопреступностью, и новые поводы для злоупотреблений и коррупции. "Никакая экспертиза или исследование не может установить, употребляет ли человек наркотики вообще – хоть часто, хоть изредка. Они могут лишь обнаружить следы наркотиков, если они попали в организм незадолго до теста, не более того", - отметил он.

Причем, как объяснил эксперт, достоверный результат даже в таких случаях могут дать лишь сложные экспертизы, требующие дорогостоящего оборудования и немалого времени. Поставить их проведение на поток, чтобы проверять миллионы людей, невозможно даже теоретически. По словам адвоката, сейчас по уголовным делам оперативникам и следователям приходиться порой месяцами ждать заключения экспертов.

Экспресс-тесты же, считает эксперт, для полноценного освидетельствования непригодны. Они могут обнаружить следы лишь нескольких конкретных видов наркотиков из сотен существующих. К тому же, результаты такого тестирования не могут считаться доказательством совершения преступления или правонарушения. "Подобное тестирование некорректно и потому, что многие, в том числе и самые распространенные лекарства – болеутоляющие, от кашля, астмы и т.д. - также содержат самые разные наркотические или психотропные вещества. И принимающие их люди также попадут в число потенциальных наркоманов, то есть фактически окажутся пораженными в правах", - пояснил адвокат. В результате, по его мнению, будет нарушен принцип презумпции невиновности, поскольку гражданам придется доказывать, что они употребляли не наркотики, а лекарства.

Самое же опасное, по мнению Черноусова, заключается в том, что результаты таких освидетельствований будут передаваться в наркополицию: "В этом вообще никакого смысла нет. Какое отношение эти люди могут иметь к преступности, тем более, что среди них могут оказаться и добропорядочные граждане, никогда не имевшие дело с наркотиками?"

Директор одного из частных медицинских центров по лечению наркотической и алкогольной зависимости Михаил Зобин, в свою очередь, отметил, что введение повального тестирования на употребление наркотиков – практика порочная и бессмысленная. "Существующие на сегодняшний день методики таких исследований не могут дать абсолютно достоверного результата. Реально они позволяют обнаружить следы наркотиков в организме человека лишь в течение двух-трех дней после принятия, будь то героин, кокаин или любое другое вещество", - говорит эксперт. Но и такие тесты, по его словам, дают значительную погрешность. Как показывает практика, доля ошибок может составлять более 10%.

"С другой стороны, даже один лабораторно подтвержденный единичный факт употребления наркотиков не говорит, есть ли у человека действительно зависимость, принимает ли он наркотики регулярно и сознательно, либо они попали в его организм вообще без его ведома, в силу тех или иных обстоятельств, или же это вообще - последствия приема лекарства", - продолжает эксперт.

Надежность и достоверность различных экспресс-способов и тестов на употребление наркотиков, пригодных для массовой использования, которые сейчас предлагаются многими фирмами и правоохранительными органами, по словам Михаила Зобина, не выдерживают никакой критики. Ни один из таких способов, как выясняется каждый раз, не проходил массовой апробации и испытаний.

Таким образом, вероятность ошибок очень велика. А для тех, кто действительно употребляет наркотики, "обойти" освидетельствование ничего не стоит – стоит просто "продержаться" пару-тройку дней, что под силу и больному наркоманией.

Многие опрошенные РАПСИ эксперты обращают внимание, что авторы законопроекта не обосновали его фактическими данными о распространенности наркотиков и последствий их употребления среди полицейских и военнослужащих, хотя и те и другие ежегодно проходят диспансеризацию.

Одновременно с этим предполагаются серьезные бюджетные расходы. Непонятно правда, откуда взялась цифра 1500 рублей на одно тестирование, удивляются эксперты. Например, в Татарстане в течение трех лет проводилось тотальное тестирование молодежи. Эксперимент продемонстрировал затратность и неэффективность такого подхода, притом, что одно исследование стоило всего 100 рублей.

В свою очередь, ведущий аналитик по правам человека Канадской правовой сети по ВИЧ/СПИД Михаил Голиченко отметил, что данный законопроект представляет собой "явный и широкий шаг в сторону карательной медицины". По его мнению, предлагаемые меры произвольны, не приведут к какому-либо существенному улучшению ситуации в сфере безопасности, однако повлекут серьезные ограничения в праве граждан на частную жизнь, включая право на медицинскую тайну.

"Само по себе тестирование на наркотики представителей отдельных профессий не противоречит Конституции РФ, международным стандартам в области прав человека и мировой практике. Но проблема в том, как именно законодатель предлагает это делать", - говорит Голиченко.

Предлагаемые изменения касаются контроля над оборотом наркотиков, который, как отметил эксперт, согласно закону "О наркотических средствах и психотропных веществах", имеет цели охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности: "На первый взгляд, предложенный формат тестирования на наркотики соответствует цели безопасности".

Голиченко обратил внимание, что в данном случае тестировать предлагают не в целях выявления способности водителей управлять транспортным средством перед поездкой (рейсом или сменой), а в ходе диспансеризации. "Но ведь главное, чтобы в момент управления транспортным средством человек был трезвым, а предложенная система не позволяет этого гарантировать", - подчеркнул эксперт. Иными словами, эта мера слишком широка и бессмысленна, чтобы быть признанной объективно необходимой в демократическом обществе.

Наибольшую же тревогу, по словам Голиченко, вызывает мера, связанная с разглашением медицинской информации. По его мнению, она весьма сомнительна с точки зрения необходимости и действенности, так как заведомо приведет либо к уклонению лиц, потребляющих наркотики, от прохождения диспансеризации, либо дополнит и без того процветающую в медицинской среде мелкую коррупцию.

С правовой же точки зрения, как считает эксперт, фактически это является первой в своем роде попыткой напрямую связать врача с репрессией в отношении пациента, когда в обязанности медика входит цель запустить репрессивный механизм. "По сути, речь идет о создании на законодательном уровне карательной медицины", - сказал Голиченко.

Но на деле, по его мнению, это даст обратный эффект. Очевидно, что отпугиванием людей от медицинских организаций и подрывом доверия пациента к врачу, государству не удастся добиться улучшения охраны здоровья граждан. А уклонение пациентов от контакта с врачами также не послужит выявлению лиц, систематически употребляющих наркотики.

Таким образом, на взгляд большинства независимых экспертов, ни одна и заявленных в законопроекте целей контроля над оборотом наркотиков не будет достигнута.