Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект о «резиновых квартирах» - поправках в ряд законов, посвященных ужесточению правил регистрации граждан по месту жительства и пребывания. Среди прочего, они предусматривают введение уголовной ответственности за нарушение "паспортного режима". Кроме того, предлагается ужесточить и санкции соответствующих норм Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Александр Баринов, специальный корреспондент РАПСИ
Как и полагается всем инициативам, затрагивающим права и свободы граждан – среди прочего законопроект предлагает внесение изменений в закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", эта также вызвала неоднозначную реакцию в среде политиков и юристов. Представители парламентского большинства, а также заинтересованные госведомства, включая МВД и Федеральную миграционную службу (ФМС) высказались "за" двумя руками.
Большинство юристов и правозащитников подвергли документ жесткой критике, полагая, что он бесполезен по своему прямому назначению – противодействию нелегальной миграции, и вреден с точки зрения прав человека, поскольку предлагает исключительно репрессивные меры и создают почву для коррупции. По их мнению, предложенные нормы выглядят слишком расплывчатыми и "резиновыми", как и квартиры, против которых они направлены.
"Нехорошие" квартиры
Поводом для появления этого довольно масштабного законопроекта, внесенного в парламент по инициативе президента, как следует из пояснительной записки, стало одно простое и давно известное явление из российской жизни – так называемые "резиновые квартиры". Это жилье (не обязательно квартиры, но и частные дома), в котором одновременно регистрируются десятки, а иногда и сотни людей, которые на самом деле там фактически не живут. Как правило, это мигранты-гастарбайтеры, которые приезжают в Россию на заработки и обитают, в зависимости от обстоятельств, у знакомых, по подвалам, строительным вагончикам и прочим подобным местам.
Ситуация эта хоть и абсурдная, но объяснимая, ставшая следствием особенностей российской системы регистрации.
С одной стороны, получение такой временной регистрации в полиции, по закону, обязательно для всех граждан, находящихся вне места постоянного жительства. Без нее приезжего полицейские при проверках документов замучают вопросами и будут иметь право доставить в участок "для установления личности". При этом в нежилых помещениях регистрировать никого нельзя. Главное же, без регистрации крайне трудно официально устроиться на работу.
С другой стороны, нынешний институт обязательной регистрации, являясь "наследницей" советской прописки, отличается от последней уведомительным характером. То есть, отказать в выдаче регистрации полиция не может, и если какой-нибудь местный житель дает согласие, что не возражает против проживания у него родственников или приятелей, обязана выдать такую регистрацию.
В результате гастарбайтеры пользуются такой системой, чтобы получить заветную регистрацию (фактически – своеобразный вид на жительство), а многие владельцы жилья (в первую очередь, самые бедные, пенсионеры или алкоголики) на этом зарабатывают, продавая свое согласие на их регистрацию по своему адресу за умеренную плату. Бывали случаи, когда на этом зарабатывали и сотрудники паспортных столов, регистрируя гастарбайтеров в квартиры граждан без их ведома.
В итоге в некоторых российских квартирах и домах порой зарегистрировано по несколько сот человек, которые, понятно, физически не могут в них не то что жить, но даже находиться, даже если их уложить штабелями.
Естественно, это раздражает власти, поскольку само по себе демонстрирует несовершенство установленных ими порядков. А правоохранители опасаются, что в таких "резиновых" квартирах "легализуются" не только нелегальные мигранты, но и преступники и террористы. В пояснительной записке, в частности, отмечается, что в России "только в 2011 году было зафиксировано более 6400 адресов, в которых зарегистрировалось почти 300 тыс. граждан".
Сила в кодексе
Бороться с таким положение дел авторы законопроекта предложили карательными методами – с помощью ведения новых санкций в КоАП и УК.
Для этого для начала решено уточнить понятийный аппарат закона "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". Статья 2 ("Основные понятия") излагается в полностью обновленной редакции. При этом уточняются и уже существующие формулировки (такие как "место пребывания", "место жительства", "регистрация" и "снятие с регистрационного учета"), и вводятся новые, в том числе "фиктивная регистрация по месту жительства или пребывания". Под последней предлагается понимать "постановку гражданина РФ на регистрационный учет на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов и/или его регистрация в жилом помещении без намерения проживать (пребывать)" в нем, а также регистрация "без намерения нанимателя (собственника)" предоставить помещение для проживания или пребывания.
Исходя из этого, УК планируется дополнить двумя статьями с громоздкими, но исчерпывающими названиями:
- 322-2 "Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ"
- 322-3 "Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ"
Обе статьи предполагают схожие санкции – штраф до 500 тыс. рублей, либо принудительные работы или лишение свободы до 3 лет.
Также законопроект предлагает ужесточить за нарушение "паспортного режима" и санкции КоАП. Так, если сейчас за "проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность (паспорта)" либо без регистрации (статья 19.15) грозит штраф от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей, то в будущем он может составить 2-3 тыс. рублей по стране, а в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. В таких же масштабах может быть усилено наказание и для собственников и нанимателей жилых помещений за "допущение" проживания на своей территории граждан без регистрации.
При этом вводится новая норма об ответственности за такое нарушение и юридических лиц. Для них штрафы составят от 250 тыс. до 750 тыс. рублей по стране, и 300-800 тыс. рублей – в Москве и Петербурге. Очевидно, таким образом, авторы законопроекта рассчитывают воздействовать на компании, массово использующие труд гастарбайтеров, и позволяющие им жить в вагончиках или подвалах на своих объектах. До сих пор уличенные в этом фирмы отделывались такими же символическими штрафами, что и физлица, что, естественно, никого напугать не могло.
Кстати, попутно авторы этих нововведений решили задачу и исправления прежних законодательных "ляпов". Так, в новой редакции из той же статьи 2 закона "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" изъята фраза, которая могла считаться истинным шедевром бюрократической мысли: "В целях настоящего закона под местом пребывания и жительства подразумевается место пребывания и место жительства".
Что такое хорошо…
По мнению авторов законопроекта, все эти меры обеспечат "соблюдение гражданами и должностными лицами правил регистрационного учета", не подменяют "уведомительного характера регистрационного учета", и "никоим образом не ограничивают права граждан РФ".
Исключительную пользу в нем увидели и представители "Единой России" и ФМС, которые все время, пока идет его обсуждение, регулярно выступали с комментариями.
"Такая (фиктивная) регистрация нужна во время того, когда люди прячутся от кредиторов, полиции, - отмечал на одной из пресс-конференций замглавы ФМС Анатолий Кузнецов. - Часто "резиновыми квартирами" пользуются преступники. Люди, которые создают "резиновые дома", получают за фиктивную регистрацию немалый доход. Законопроект направлен, в первую очередь, против коррумпированных чиновников и собственников, пользующихся возможностью создавать «резиновые квартиры".
В свою очередь другой замглавы ФМС Екатерина Егорова заверяла, что "у нас нет намерения разворачивать охоту на ведьм, заниматься вопросами вылавливания москвичей, зарегистрированных в Бибирево, проживающих при этом в Ясенево у своих родственников или знакомых, такой задачи нет".
Этой позиции придерживается и первый замглавы комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. По его словам, "имеется значительное количество нарушений со стороны российских граждан и юридических лиц по привлечению и использованию иностранной рабочей силы, их регистрации, незаконного предоставления для проживания жилых и нежилых помещений, оплате их труда, что является постоянным источником всевозможных конфликтов и питательной средой для различных правонарушений и уголовных преступлений".
"Уверен, что принятие и реализация предлагаемых мер значительно повысит дисциплину привлечения и использования зарубежной рабочей силы, а также будет способствовать совершенствованию миграционного механизма в целом", - заявил депутат.
…и что такое плохо
Между тем, резко против законопроекта выступили правозащитники, включая и Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). "Мы провели правовую экспертизу этого законопроекта, мы не поддерживаем его, - заявил на этой неделе глава рабочей группы СПЧ по миграционной политике Евгений Бобров. - Полагаем, что правильные цели по аннулированию "резиновых домов" планируется достичь неправильными средствами». По его мнению, люди идут в эти резиновые дома, просто потому что они не могут официально зарегистрироваться.
Как пояснил Евгений Бобров, рабочая группа разработала свой законопроект о регистрационном учете граждан в РФ, который в ближайшее время будет направлен президенту.
Председатель межрегиональной правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков, в свою очередь, отметил, что "при нынешнем состоянии законодательства на первый план выходят правоприменители, в данном случае – правоохранительные органы и суды, и все будет зависеть от того, как они посчитают нужным понимать и трактовать те или иные формулировки", - говорит правозащитник.
По его мнению, именно поэтому у нас сложилась такая ситуация, что законы действуют по-разному – одни вообще не применяются, другие применяются активно, а третьи используются временами. В этой связи он напомнил о нашумевшем в прошлом году законе об "НКО-иностранных агентах", который до сих пор вообще не действует, или о статье 282 УК РФ ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). Последняя норма 282-й была принята еще 1997 году, но больше 5 лет вообще не применялась, а с середины 2000-х годов правоохранители начали возбуждать по ней уголовные дела одно за другим, пока в 2011 году Верховный суд РФ не постановил, что критика представителей власти не может считаться возбуждением вражды или ненависти.
Как полагает Павел Чиков, этот законопроект, в случае принятия также будет применяться по большей части избирательно: и по времени – во время показательных кампаний по борьбе с незаконной миграцией, и по географии – в первую очередь, в Москве.
Правозащитник отметил, что закон никак не меняет действующую систему регистрации для граждан, а лишь ужесточает санкции за те правонарушения, которые и так давно прописаны. "До сих пор за нарушение "паспортного режима" грозит весьма условное наказание, поэтому эти нормы фактически не действовали – полиции и ФМС было просто неинтересно заниматься такой "мелочью", - говорит Павел Чиков. - Теперь же, очевидно, у них появится хороший стимул этим все-таки заняться".
По мнению правозащитника, этот закон даст правоохранителям возможность "цепляться" не только к мигрантам, но и своим согражданам, которые на деле ничего не нарушают, а просто живут там и так, как им удобно – с родителями, у супруги, за городом, а не согласно штампу в паспорте. Однако, по мнению Павла Чикова, при грамотном подходе противостоять этому не сложно.
Как отметили и другие эксперты, предложенные нормы очень расплывчаты. К примеру, одним из критериев "фиктивной регистрации" авторы законопроекта определили отсутствие и наличие "намерения" жить или находится в том или ином жилье. Но очевидно, что намерение – это синоним "желания", а желания у людей могут меняться как угодно: сегодня приглянулся этот дом или район, а завтра по каким-то причинам разонравился; сегодня квартирант кажется приятным человеком, а завтра выяснилось, что он пьяница и хулиган, и выгнал его.
Кроме того, не отменена и норма, согласно которой находится в "не своем" жилье без регистрации можно до 90 дней, что затрудняет доказывание нарушения.
Что касается введения уголовного наказания за «паспортный режим», по мнению Павла Чикова, это нормы в ближайшей перспективе скорее "декоративные", которые должны придать большей значимости всему пакету поправок. Однако он не исключил, что через несколько лет правоприменители попытаются и их как-нибудь «осмыслить» и применить на деле, как это произошло с той же статьей 282 УК РФ.