Ирина Тумилович, РАПСИ
Свод законов Российской империи 1832 года устанавливал, что прилетевшие метеориты и их осколки являются собственностью государства. В современном же отечественном праве статус небесных тел не определен, а метеорит мимоходом упоминается лишь в одном законе. Пока во всем мире идет бойкая торговля фрагментами Челябинского метеорита, наши юристы не только не могут определиться, насколько она законна, но и спорят, к чему отнести метеориты: к грибам, к кладу или к памятникам культуры. Впрочем, предупреждают адвокаты, несмотря на имеющуюся правовую коллизию, как продавцы, так и покупатели осколков могут понести ответственность. Вплоть до уголовной.
Эксперты о статусе метеоритов в России >>>
Метеорит = грибы
Подавляющее большинство юристов полагает, что не безвозмездное хождение метеорита из рук в руки в России допускается, или, по крайней мере, явно не запрещается ни в одном из правовых актов.
При этом нормы российского права (п. 2 ст.129 ГК РФ) обязывают прямо указывать в законе, какие именно объекты не допускаются к обороту - метеорит в данный черный список не попал.
Таким образом, по словам адвоката Руслана Коблева, можно сделать вывод, что метеорит (его осколок), находящийся на территории РФ, относится к категории объектов, свободных к продаже.
"Запрета законодательного на продажу нет, поэтому человек, нашедший метеорит, является его собственником и волен поступать с ним как угодно: и продавать, и дарить, и дома хранить", - считает Коблев.
По мнению защитника, метеорит законодательно можно приравнять к грибам, ягодам, рыбе и другим общедоступным для сбора вещам, собственниками которых, согласно статье 221 ГК РФ, становятся люди, их добывшие.
"В данном случае, что ты собирал ягоды или грибы, что осколки метеорита – все одно. Нашел, значит собственник, раз закон того не запрещает", - убежден Коблев.
С ним согласна старший юрист-аналитик бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Лина Тальцева.
"Если метеорит не опасен для жизни и здоровья, не представляет научной ценности, не содержит драгоценные и цветные материалы, то, в соответствии со статьей 221 ГК РФ, может стать собственностью лица, осуществившего его сбор и добычу", - считает она.
Коллег поддержал и старший юрист фирмы VEGAS LEX Николай Андрианов, уточнивший, что если эту норму распространять на метеориты, то нашедший становится собственником немедленно, а не до истечения пятилетнего срока приобретательной давности (статья 234 ГК РФ).
Метеорит = культурный предмет
Адвокаты также убеждены, что метеорит по косвенным признакам можно отнести к культурным ценностям, ссылаясь на приказ Минкульта от 7 августа 2001 года номер 884. Документ уточнял правила вывоза предметов культурного назначения с территории РФ. В частности, он устанавливал в качестве культурной ценности образцы и коллекции материалов, горных пород и природных некристаллических веществ земного и внеземного происхождения (к коим, безусловно, приравниваются метеориты), на вывоз которых требовалось свидетельство.
Однако данный приказ в настоящее время утратил силу, а в действующем ныне прямое указание на культурный интерес к внеземным предметам исчез, в перечне остались лишь предметы, представляющие интересы для минералогии.
Для юристов, тем не менее, это не стало свидетельствовать о ликвидации у метеоритов статуса культурной ценности - само собой разумеется, что интерес для науки они представляют. Поэтому юристы предостерегают от попыток продать объекты за границу без получения соответствующего разрешения.
"Вместе с тем, российское законодательство не содержит норм, прямо предусматривающих обязанность по передаче найденных метеоритов в научные учреждения или музей, как, например, в Дании и Швейцарии", - указал управляющий партнер коллегии адвокатов "Легис Групп" Сергей Горбачев.
Метеорит = клад
По его мнению, если метеорит найден непосредственно в земле и в нем содержатся драгметаллы, то он может считаться кладом. "В таком случае метеорит должен поступить в собственность владельца земного участка, где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях", - поясняет он.
Горбачев также напомнил, что если метеорит признают памятником истории или культуры, то он подлежит передаче государству с компенсацией собственнику участка и кладоискателю 50% от стоимости клада. Впрочем, юрист сразу же оговорился, что такой вариант развития событий ничтожен.
Кто хозяин метеорита
Дореволюционное российское законодательство объявляло упавшие метеориты собственностью государства (Свод законов Российской империи 1832 года), однако современное право прямо не определяет юридический статус метеоритов и его осколков.
Единственный российский правовой акт, в котором есть упоминание о метеоритах – закон РФ "О недрах", рассказал РАПСИ профессор юридического факультета МГУ доктор юридических наук Олег Крассов.
Однако и в этом законе метеорит попал лишь в одну из 52 статей, которая возлагает обязанность "в случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры приостановить работы и сообщить об этом органам, предоставившим лицензию" (ст. 33 Закона РФ "О недрах").
При этом ни в пункте о принадлежности всех найденных в недрах богатств государству, ни в норме о вознаграждении за находки метеорит уже не упоминается.
По словам Крассова, наличие метеорита даже только в одной статье позволяет делать вывод о принадлежности небесного тела к госсобственности.
"Считается, что метеорит находится в недрах земли, а недра являются государственной собственностью. Согласно ст. 1.2 закона РФ "О недрах" недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Это значит, что и упавшие метеориты находятся в государственной собственности. Упавшие метеориты подлежат охране", - отметил профессор юрфака МГУ.
Таким образом, подобранный хоть на месте происшествия, хоть на собственном участке метеорит гражданину не принадлежит, соответственно, он не имеет и права торговать им или его осколками.
Вместе с тем, шанс на получение права собственности на метеорит законодатель российскому гражданину оставил, но для того, чтобы стать владельцем небесного тела сначала необходимо получить лицензию на его добычу.
"Что касается добытых из недр полезных ископаемых и иных ресурсов, то по условиям лицензии они могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Поэтому прибрести право собственности на метеорит можно в случае получения лицензии на его добычу и только после этого его можно продать", - разъясняет Крассов.
Впрочем, большинство российских ученых-цивилистов утверждают, что торговать метеоритами нельзя не из-за проблем с определением собственника, а так как небесные тела, даже упавшие на землю, не являются объектами гражданско-правовых отношений, в том числе купли-продажи.
"Объектами гражданских сделок являются объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), в том числе вещи. Под вещью понимается предмет материального мира, который является результатом деятельности человека (материальное благо). Основным признаком вещей считается удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, а также государственных и муниципальных образований. Вещи, не доступные человеку и обществу для использования в указанных целях (удовлетворение потребностей), например, небесные тела не могут признаваться объектами гражданских прав. Следовательно, с доктринальной (цивилистической) точки зрения осколки метеорита не могут быть объектом гражданско-правовых сделок (договоров)", - рассказала РАПСИ заведующая кафедрой гражданского и семейного права, доктор юридических наук профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Людмила Василевская.
Она пояснила, что ключевым моментом гражданско-правовых отношений является именно "удовлетворение потребностей", а предметы без полезных свойств, либо полезные свойства которых еще не открыты, а также предметы, не доступные людям на данном этапе развития человеческой цивилизации (к коим и относятся небесные тела) вряд ли справятся с подобной задачей.
Доведет ли метеорит до решетки
Несмотря на практически полное игнорирование российским законодательством метеоритов, как продавцов, так и покупателей объектов, можно привлечь к ответственности, в том числе и уголовной, предупреждают юристы.
Первой, в данном случае, вспоминается статья 159 УК РФ – "мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана". Под нее попадут торгующие булыжниками под видом метеоритов, но лишь в том случае, если потерпевший захочет признаваться правоохранительным органам, что купил подделку. Единственная, но немаловажная сложность в таком деле: в процессе придется доказывать сознательный умысел продавца на обман, ведь скорее всего, тот будет искренне заверять судей, что сам не ведал о земном происхождении товара.
Перспектива оказаться на скамье подсудимых также зависит от аппетитов продавцов лже-метеоритов. Если лот ушел с торгов менее чем за тысячу рублей, то преступление превращается в правонарушение, предусмотренное статьей 7.27 КоАП РФ – "мелкое хищение", которое влечет наложение административного штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Продажа настоящих осколков может обернуться обвинением в незаконной предпринимательской деятельности, предусматривающей максимальное наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет (статья 171 УК РФ). Но и здесь неприятности могут возникнуть только в случае, если сделка "причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжена с извлечением дохода в крупном размере". Законодатель установил крупный размер от 1,5 миллиона рублей, что вполне позволяет продать настоящий метеорит за миллион 499 тысяч и ниже без последствий.
Теоретически осколки метеорита могут оказаться радиоактивными, тогда действия торговцев могут квалифицировать частью 1 статьи 220 УК РФ – "незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами", санкция которой - до двух лет лишения свободы. Если же от такого метеорита будет нанесен вред здоровью, то, в зависимости от причиненной тяжести, прибавится статья из главы 16 Уголовного кодекса РФ – "преступления против жизни и здоровья".
Таким образом, вероятность получить судимость не исключается – все зависит от фактических обстоятельств каждой сделки.
Западный опыт
Мировое законодательство расходится во мнениях, кто имеет права на метеориты. В США, например, они принадлежат собственнику земельного участка, на котором были найдены. Поэтому в штатах возможны регулярные аукционы по продаже метеоритов и его осколков. В прошлом году в Нью-Йорке на продажу выставили около 130 метеоритов и фрагментов небесных тел, выручив в общей сложности более 1 миллиона долларов. Самым дорогим оказался лунный метеорит Dar al Gani 1058 весом 1 800 грамм ушедший за 330 тысяч долларов.
Впрочем, не только в США лояльно относятся к счастливчикам, обнаружившим на своей земле метеориты, такая же законодательная практика распространена в Великобритании, бывших английских колониях, Канаде и Японии. Владельцу метеорита дается право хранить находку у себя, либо продать ее, единственное ограничение связано с вывозом метеорита за границу, уточняет управляющий партнер коллегии адвокатов "Легис Групп" Сергей Горбачев.
В Индии метеориты считаются собственностью государственной геологической службы, куда они подлежат сдаче без какой-либо компенсации.
Граждане же Швейцарии и Дании получат за находку "рыночную" стоимость метеорита, который они, по закону, обязаны сдать в музей.
Музейной собственностью метеориты считаются и в Австралии, при этом сокрытие небесного тела является уголовно-наказуемым деянием. Весьма строги к тем, кто торгуют метеоритами, в Бразилии и ЮАР.