Владимир Новиков, обозреватель РАПСИ

Весь последний месяц многочисленные пользователи социальных сетей, россияне и даже иностранцы, пересказывают друг другу ужасы, которые воплотятся в реальность после вступления в силу ужесточенных правил регистрации по месту жительства. Предложенный президентом законопроект, вводящий ответственность вплоть до уголовной за фиктивную регистрацию и направленный, по словам авторов, на борьбу с так называемыми резиновыми квартирами (жилплощадь, на которой почему-то зарегистрировано порой до нескольких тысяч человек), мол, очень скоро превратит добропорядочных россиян в рабов, которые станут напоминать колхозников при Сталине. Те, если кто забыл, не имели паспортов. Теперь, говорят впечатлительные блогеры, люди утратят право жить там, где им заблагорассудится, и будут вынуждены существовать только по месту прописки. Иначе поставят себя вне закона.

Второе чтение спорного документа в Госдуме состоится после 15 марта. Пока профильный комитет собирает поправки, разберемся предметно, так ли страшен черт, как его малюют.

Кто станет уголовником

Пресловутая "ответственность вплоть до уголовной", гласит предлагаемый проект, действительно грозит тем лицам, кто окажется виновным в так называемой фиктивной регистрации. Проще говоря, если гражданин для получения заветного штампа в паспорт предоставит "заведомо недостоверные (ложные) сведения", а чиновник, ответственный за регистрацию, эти сведения или документы примет за правду.

Перечень "недостоверных сведений" законодатель не приводит. Но совершенно понятно, что тут речь ведется в первую очередь, соответственно, о поддельных документах (например, "левых" миграционных картах) и основанных на них должностных подлогах.

Таким образом, если кому и опасаться ответственности, так это гастарбайтерам-нелегалам, а также нечистым на руку сотрудникам паспортных столов и ФМС.

Не собираетесь легализовывать на принадлежащей вам площади невесть откуда взявшуюся бригаду бывших соотечественников по СССР? Значит, и волноваться вам нечего.

Штрафы, и ничего кроме штрафов

При этом главный вопрос, по мнению обеспокоенных обывателей, остается открытым. Я зарегистрирован в одной квартире, живу в другой. Теперь мне что – брать на работе отгулы и перерегистрироваться? А если я проживаю в квартире без регистрации, меня привлекут к ответственности?

Взбудораживший общество законопроект никаких новых правил, по сути, не вводит. Уже долгое время в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП) имеется статья 19.15. По ней лица, не имеющие паспорта или "проживающие по месту жительства или по месту пребывания" без регистрации штрафуются на 1,5-2,5 тысяч рублей. Статья вместе с санкцией действует с декабря 2003 года, то есть почти десять лет. Кроме того, норма кодекса устанавливает ответственность именно за "проживание без регистрации", а не за отсутствие штампа в паспорте как такового.

Что будет сейчас? Да то же самое! Разве что меняется размер штрафов. Авторы президентского законопроекта предлагают в целом по стране увеличить их до 2-3 тысяч рублей (для лиц без регистрации) и до 2-5 тысяч рублей (для собственников, допустивших проживание незарегистрированных лиц). Не осталось в стороне и модное в последние год-два поветрие – эксклюзивные штрафы для жителей Москвы с Санкт-Петербургом. Нарушители, владеющие жилплощадью в городах федерального значения, вместе со своими арендаторами должны будут платить, соответственно, от 5 до 7 тысяч рублей и от 3 до 5 тысяч рублей.

Правда, утверждают юристы, подобный дуализм плохо сочетается с российской Конституцией. Напомню, что по нормам Основного закона все граждане равны перед законом независимо от места проживания. Классик марксизма-ленинизма утверждал, что на территории одной страны разной законности быть не может. Поэтому нельзя исключать, что данная норма со временем может стать предметом рассмотрения Конституционного суда (КС) РФ.

Однако это если и случится, то позже. Вернемся к законопроекту. В нем есть важное дополнение. Штрафоваться должны только лица, проживающие без регистрации "свыше установленных законом сроков". Такой срок законодатель как раз устанавливает – 90 дней.

Но и это нельзя назвать новеллой. Постановление правительства РФ от 17 июля 1995 года №713 дозволяло регистрироваться по месту временного пребывания лишь по истечении трех месяцев с момента "заезда на адрес". Сейчас эта норма появляется в федеральном законе.

И это, на мой взгляд, позитивный момент. Ведь бремя доказывания факта, что гражданин проживает на некоей территории больше 3-х месяцев, лежит на тех, кто по закону имеет право составлять протоколы за отсутствие регистрации – то есть на участковых уполномоченных полиции. Будут они заниматься сбором подобных доказательств? Не думаю, равно как не делают они этого и сейчас. Просто доказать факт просрочки на практике невозможно. Самооговоры испуганных горожан в расчет не берем.

По этой же причине теряют смысл и поквартирные обходы вместе с полицейскими рейдами, о систематическом проведении которых будто бы на днях распорядились власти Москвы. Более того, согласно статье 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ, без подписанного судьей ордера на обыск в ваше жилище по-прежнему на законных основаниях попасть без вашего ведома и желания не вправе никто. Ни участковый, ни, тем более, невнятные комиссии из местных управляющих компаний, которым вроде как дано указание составлять списки проживающего в домах контингента посредством внеплановых проверок показаний квартирных счетчиков холодной и горячей воды.

С последними, кстати, стоит поступать вежливо, но жестко. Следует помнить – коммунальные чиновники для того и существуют, чтобы за ежемесячную плату делать жизнь каждого квартиранта лучше. При этом, говоря прямо, им не следует забывать свое место. То есть не беспокоить людей, когда вздумается решать вопросы методами и приемами, плохо укладывающимися в нормативы действующей Конституции страны.

Все - в суд?

К слову, об Основном законе. Вернее, о КС РФ. Некоторые горячие головы, едва услышав о предлагаемых регистрационных ожесточениях, решили для себя, что так это все не оставят, и уже готовы нести обращения в КС.

Да, конституционные судьи еще в 1996 году признали незаконными ряд положений нормативных актов некоторых регионов (в том числе и Москвы), ограничивавших свободу передвижения граждан. Да, в нынешних нововведениях многим видится не решение государственным аппаратом принуждения застарелых миграционных проблем, а одно только попрание гражданских свобод. Да, часть 1 статьи 27 Конституции России в нынешней редакции гласит, что "каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".

Но есть и такие моменты, с которыми считаться все же придется. Правильное обращение в КС РФ – своего рода искусство, которым владеет далеко не каждый практикующий юрист. Нам важен результат, а не только сам процесс, не правда ли? В таком случае надо учитывать, что конституционные судьи очень не любят запросы граждан в порядке абстрактного нормативного контроля – то есть когда человеку с активной гражданской позицией вдруг кажется, что его права нарушены нормами закона, но прямого нарушения права нигде и ничем не зафиксировано.

Иными словами, потенциальному заявителю для начала придется побывать в шкуре административного правонарушителя, затем – обжаловать наложенный штраф в суде, и только после этого точить перо для написания обращения в КС. Одного правового пафоса будет явно мало.

Помимо прочего следует напомнить, что конституционные судьи рассматривают лишь действующие законы и подзаконные акты. Нынешний, вокруг которого за неполный месяц сломано столько копий, напомню, еще даже не прошел на Охотном ряду даже второе чтение.

Поэтому любые дискуссии на тему его будущего применения пока уместно считать бурей в стакане воды.