Государственная Дума готовится обсудить во втором чтении разработанный правительством проект федерального закона "О противодействии незаконным финансовым операциям".
Иван Соловьев, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ
Проблема криминализации финансовой сферы возникла не сегодня и даже не вчера. Так называемые технические фирмы используются бизнес-структурами во всем мире. Но в сложный период становления современных экономических основ и правового государства у нас они стали использоваться в целях далеких от простого обслуживания бизнеса. Под стать их сути и названия, которые они получили в народе: "помойки", "прокладки", "синяки" и т.д.
Из жизни "помоек" и "прокладок"
Такие проблемные юридические лица позволяют создавать фиктивные расходы и получать вычеты по косвенным налогам (НДС) без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация (желающая получить необоснованную налоговую выгоду) заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства, причем деятельность "фирмы-однодневки", как правило, прямо или косвенно подконтрольна получателю необоснованной налоговой выгоды, перечисляет ему определенную договором сумму (в том числе сумму НДС). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. Таким образом, соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм НДС.
Также фиктивные фирмы позволяют перенести налоговую нагрузку налогоплательщика на лица, не исполняющие налоговые обязательства путем включения посредника между производителем и конечным продавцом. Эта схема характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость, когда производитель (или импортер) реализует продукцию "фирме-однодневке" с минимальной наценкой (исходя из которой и платит налоги). Далее "однодневка" реализует тот же товар лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям, но уже с существенной наценкой (что позволяет последнему значительно увеличить расходы и размер налоговых вычетов по НДС). Получается, что производитель и конечный продавец платят налоги по минимуму, а основная налоговая нагрузка приходится на "однодневку", налоги не уплачивающую.
Однако, как мы уже отмечали фирмы-однодневки помимо налоговой сферы "с успехом" используются и в иных направлениях финансово-хозяйственной деятельности. Причем как юридическими, так и физическими лицами, заинтересованными в сокрытии определенного рода информации и во введении контролирующих и правоохранительных органов в заблуждение относительно действительного содержания и направления осуществляемых ими действий (в "экспортных" схемах в качестве дополнительного звена, позволяющего искусственно завысить покупную цену экспортируемого товара в целях возмещения из бюджетной системы РФ соответствующих сумм НДС, либо способствующего созданию ложного экспорта с той же целью; схемах, основанных на замене купли-продажи имущества на лизинг; при избежании налоговых долгов путем реорганизации; в схемах с использованием вкладов учредителей и др.).
Туристы-аферисты и другие
В настоящее время по-прежнему отмечается тенденция, согласно которой спрос на теневые финансовые услуги в ЖКХ, энергетике, госзакупках стабилен и не идет на спад. Да и потребности теневой экономики в услугах по обналичиванию и выводу денег за рубеж высоки.
Это показывает и анализ теневых банковских площадок. Вне этого сектора внимание правоохранителей привлекают ломбарды, букмекерские конторы, тотализаторы, операторы по приему и переводу платежей.
Также следует отметить, что в 2012 году под видом оплаты туристических услуг российские компании вывезли за рубеж более 19 млрд рублей. Таким образом, международные платежи в сфере турбизнеса наряду с инвестированием в крупные девелоперские проекты на основании агентских договоров по поиску покупателей товаров, работ, услуг постепенно входят в группу новых угроз, связанных с механизмами вывода денежных средств за рубеж.
Фирмы-однодневки используются в самом широком спектре криминального сектора: от обналичивания до финансирования экстремизма и терроризма. В "бизнес" с однодневками втянуты малообеспеченные слои населения – студенты, пенсионеры, лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию – их данные используются для регистрации таких фирм. Через них похищаются деньги не только граждан и организаций, но и бюджетные средства. По большому счету сегодня они являются анахронизмом прошлого – развитие нашего законодательства, экономики и правоотношений с этим связанных ушли далеко вперед.
Эффективное решение вопроса с однодневками лежит в области нескольких отраслей права: гражданского, налогового, уголовного. Важным элементом в противодействии этому явлению является необходимость изменения отношения к однодневкам самих предпринимателей. Как только пользование их услугами станет "моветоном", а юридические и физические лица, замешанные в этом перестанут пользоваться доверием партнеров, ситуация может быть скорректирована в лучшую сторону. Но и государство должно комплексно подойти к этому вопросу, сделав использование однодневок просто невыгодным.
Разрешить многие проблемы в данной области может проект федерального закона "О противодействии незаконным финансовым операциям", разработанный правительством и внесенный в Государственную думу. В настоящее время он готовится к принятию во втором чтении.
По душам с налоговой
Следует отметить, что помимо законодательного решения вопросов обеспечения финансовой и экономической безопасности государства принимаются меры организационного и административного характера, направленные на оздоровление ситуации в данной сфере. Так, с конца прошлого, 2012 года Федеральная налоговая служба впервые начала практику заключения соглашений, позволяющих компаниям согласовывать с налоговыми органами принципы налогообложения сделок еще до их совершения.
Речь идет о соглашениях о так называемом "горизонтальном мониторинге", когда налогоплательщик может направить в налоговую службу запрос о порядке налогообложения операций, в том числе тех, которые он только собирается осуществить в будущем, предоставив все необходимые документы. Соглашение предусматривает обязанность налогоплательщика представлять информацию о сделках, в свою очередь, налоговый орган обязуется предоставлять ответы на запросы, сообщать о рисковых операциях. По мнению ФНС, это позволит не только повысить уровень соблюдения налогового законодательства со стороны налогоплательщиков, но также будет способствовать более эффективному налоговому администрированию.
Появление такой практики можно только поприветствовать. Это мощное средство по профилактике налоговых правонарушений и преступлений, серьезный шаг по реализации принципа дороги с двухсторонним движением, когда налогоплательщики и налоговые органы двигаются навстречу друг другу.
С практической точки зрения такие соглашения выгодны обеим сторонам. Налогоплательщик, раскрывая механизмы своих сделок, показывая фактически свою подноготную, вместе с этим получает и некий вид индульгенции по возможным административно-налоговым последствиям таких операций. "Я же все показал, вы мне кивнули, в принципе мы вместе несем ответственность за чистоту сделки".
Есть сомнения относительно того, что такой механизм может эффективно заработать в отношении всех желающих. Думаю, что основные его клиенты – крупные игроки в той или иной области финансово-хозяйственной деятельности. Конечно же, особенно приятно со всех точек зрения оказаться пионером в данной области. Так что те, кто первыми предпринял такие шаги, уж точно не проиграют.
Учитывая, что на сегодня в Российской Федерации зарегистрировано более 4,5 млн юридических лиц, из которых немалую долю составляют проблемные юридические лица различных категорий, те законопослушные предприниматели, желающие работать в открытом экономическом секторе, получат дополнительный шанс выделиться и выгодно отличаться от тех, кто продолжает действовать в тени.
Черным по серому
Также совсем недавно появилась инициатива о разработке и ведении "черного" списка компаний, причастных к незаконным финансовым операциям. Разработкой этого перечня могут заняться ФНС, МВД и Центробанк. В принципе ничего противоречащего законодательству в создании и публикации такого списка нет. Наоборот, я назвал бы его значительным подспорьем для честного предпринимателя. Ведь это существенно упрощает процедуру проверки контрагента. Посмотрел в список – увидел там своего потенциального партнера, делай выводы о целесообразности перевода сотрудничества с ним в практическую плоскость.
Попасть туда должны по большей части фирмы-однодневки; юрлица, не сдающие отчетность; организации, созданные без намерения осуществлять законную предпринимательскую деятельность, которые, как правило, выступают в роли предмета преступления. Первые шаги в этом направлении сделаны были давно – налоговиками были разработаны критерии и характерные признаки фирм-однодневок, однако списков конкретных юридических лиц не публиковалось.
Необходимость наведения порядка в финансовой и налоговой сферах, четкого следования международно-правовым обязательствам нашей страны в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и диктуют целесообразность предания гласности наименований юридических лиц, имеющих признаки осуществления незаконной деятельности. Могу с уверенностью прогнозировать, что законопослушным предпринимателям беспокоиться не стоит, они в этот список не попадут, так как не регистрируют фирмы по утерянным паспортам и в "резиновых" адресах.