Есть старая мудрость: о поправках в новый закон прилежный законодатель должен думать уже через минуту после его окончательного принятия. Все верно – предела совершенству нет.

Эта история в полной мере относится и к российскому Основному закону. Многие юристы и политики все 20 лет с момента его утверждения 12 декабря 1993 года простым большинством голосов граждан России (напомним, что за принятие Конституции проголосовало 58,43% избирателей, против – 41,57%) говорили о совершенстве и филигранности текста. И точно также – многие их коллеги сетовали на упущения и недоработки.

Новое звучание вялотекущим дискуссиям конституционалистов придало выступление президента на встрече со студентами ведущих юридических вузов страны в День юриста 3 декабря. Отвечая на вопрос, при каких обстоятельствах, можно вносить изменения в конституцию страны, Владимир Путин подчеркнул: незыблемыми остаются права и свободы граждан, но вопросы функционирования власти и судебных органов могут корректироваться в связи с требованием времени.

Глава государства никакой Америки не открыл. А уже сделанные в последние годы (и проводимые через парламент ныне) правки текста Основного закона формально гражданских прав и свобод не коснулись. При этом все же остается пожалеть, что сформулированные выше правила игры были озвучены только сейчас. Случись это даже несколькими годами раньше, может, изрядного числа попыток то там, то тут Конституцию поправить попросту бы не случилось.

В канун юбилея Основного закона РАПСИ отобрало десять инициатив политиков и законодателей, в разные годы желавших сделать главный документ страны лучше.

Гражданин-эмбрион

Когда: 2012 

Инициатор: Виталий Милонов, депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга)

Поправка: в статье 17 Конституции РФ фразу "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" предложил изложить в следующей редакции: "Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с момента первого сердцебиения". Другими словами, конституционными правами гражданина РФ борец за общественную нравственность и традиционные ценности предложил наделить эмбрион в утробе матери приблизительно со второго месяца беременности.

Причина фиаско: пункт 1 статьи 135 Конституции РФ гласит, что положения главы 2 основного закона не могут быть пересмотрены Федеральным собранием; для этого надо набрать 3/5 голосов членов обеих палат Федерального Собрания и созывать Конституционное совещание для принятия новой Конституции.

Вниманию клана Маклаудов

Когда: 2012

Инициатор: Дмитрий Ицков, основатель движения "Россия 2045"

Поправка: "В Конституции Российской Федерации (глава 2, статья 20) закреплено право граждан на жизнь. Мы считаем, что необходимо правовым способом внести поправки в Конституцию и зафиксировать право граждан на бессмертие. Я уверен, что нашему примеру последуют и другие развитые государства, и этот символический шаг приблизит время, когда массовые и доступные технологии бессмертия будут разработаны и внедрены в жизнь".

Причина фиаско: см. выше

Сеанс конституционного православия

Когда: 2012/2013

Инициаторы: Сергей Бабурин, председатель партии "Российский общенародный союз"; Елена Мизулина, глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей)

Поправки: депутат Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции тезис об особой роли православия как основы национальной и культурной самобытности России. По мнению Бабурина, в преамбуле Основного закона, или в 1-й, либо во 2-ой статье следует провозгласить: "Господствующей в Российской Федерации религией является Православие – религия восточно-православной Церкви Христовой".

Причина фиаско: внесение изменений в преамбулу Конституции, согласно федеральному закону от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации", не может быть сделано с помощью закона о поправке к Конституции. 

Back To the USSR

Когда: 2013

Инициатор: Евгений Федоров, председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству

Поправки: исключить из 1-й главы Конституции пункт 2 статьи 13 "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Отказаться от общепризнанных принципов и норм международного права как части правовой системы РФ в пункте 4 статьи 15. Из пункта 1 статьи 17 предложил убрать принципы и нормы международного права как гарантию прав и свобод человека и гражданина в России. "Это шесть статей, которые прямо ссылаются на обязанность исполнять решения иностранных государств на территории нашей страны без согласия России и которые мы намерены исключать".

Причины фиаско: правовые – см. выше; отсутствие политической воли и большого числа сторонников подобных преобразований. 
 
По американской системе

Когда: 1998

Инициаторы: Егор Строев, губернатор Орловской области*; Руслан Аушев, президент Ингушетии; Геннадий Зюганов, лидер КПРФ 

Поправка: Изменить статью 81. 1., в которой сказано, что президент РФ избирается "гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании". Заменить всенародные выборы президента избранием его коллегией выборщиков. 

Егор Строев: "Пора изменить порядок избрания президента РФ — отказаться от всеобщих выборов и поручить их "коллегии выборщиков". 

Руслан Аушев заявил, что "прямые выборы президента — это неправильно", для избрания президента необходимо на СФ заслушать кандидатов в президенты и их программы, выбрать тайным голосованием фамилии 2-3 кандидатов и потом представить их для всенародного голосования. 

Геннадий Зюганов предложил нового президента избрать не всенародным голосованием, а на "собрании выборщиков".

Причины фиаско: отсутствие политической воли; отсутствие большого числа сторонников среди представителей законодательной власти.

Назад в будущее

Когда: 2012

Кто: Владимир Путин, президент РФ

Поправка: Изменение принципа комплектования Совета Федерации. "Знаю, что многие из вас, собственно говоря, да и я, считаем, что когда-то, в конечном счете, мы должны будем перейти к прямым выборам сенаторов, но надо посмотреть на Конституцию. В Конституции записано, что члены верхней палаты представляют законодательную и исполнительную власть субъектов Федерации, поэтому нам тогда нужно подумать об изменении основного закона", - сказал президент.

Причина фиаско: наличие в политической повестке дня более насущных и злободневных задач, сейчас, например, это изменение законодательства о судебной системе страны, в котором нынешнему составу верхней палаты парламента отведена одна из ключевых ролей.

Все переделить

Когда: 2012

Инициатор: Михаил Прохоров, лидер партии "Гражданская платформа"

Поправка: Изменение принципов территориального устройства РФ. В частности, предложил отказаться от сохранения в составе страны национальных территориальных образований, отменить деление на национальные округа и республики в России. "Не лучше ли нам честно и открыто обсудить этот вопрос и перейти к изменению территории с точки зрения экономической целесообразности", - сказал экс-кандидат в президенты. 

Причины фиаско: Согласно статье 137 Конституции изменения в статью 65, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Согласно пункту 1 статьи 10 ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации", "инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект". А по пункту 1 статьи 12, "Проект федерального конституционного закона об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по вопросу об образовании в составе РФ нового субъекта".

Околокремлевский мечтатель

Когда: 2012

Инициатор: Сергей Миронов, экс-спикер Совета Федерации, член Государственного совета РФ

Поправка: внести в Конституцию сразу три новые главы: "Россия в союзных государствах", "Гражданское общество" и "Контрольный орган". Наделить депутатов Госдумы правом импичмента министров и главы кабинета.

Причины фиаско: отсутствие политической воли; отсутствие внятно сформулированного проекта или программы.

Хорошо забытое старое

Когда: 1998/2012

Инициаторы: Евгений Наздратенко, губернатор Приморского края; Виктор Черномырдин, премьер-министр России; Александр Лебедь, губернатор Красноярского края; Игорь Юргенс, президент Института современного развития

Поправка: ввести в России пост вице-президента

Виктор Черномырдин (1998): "Если бы сейчас был работающий вице-президент, не было бы никакого ажиотажа по поводу здоровья президента и досрочных президентских выборов. Наверное, этот пост нужен".  

Александр Лебедь (1998): президент должен заниматься внешней политикой, проблемами безопасности и внутренними делами, вице-президент - отношениями с регионами, а глава правительства - экономикой. 

Евгений Наздратенко (1998): "В случае болезни или смерти президента по российской Конституции его функции переходят главе правительства. А он лицо назначаемое. Вице-президент, как и президент, должен всенародно избираться". 

Игорь Юргенс (2012): сторонники Дмитрия Медведева предлагают специально "под него" вернуть в Основной закон пост вице-президента.

Причины фиаско: отсутствие политической воли; аллергия после событий сентября-октября 1993 года; сегодня – недостаточная проработанность вопроса законодательного оформления института вице-президентства.

Вся власть – парламентской республике!

Когда: 1998

Инициатор: Виктор Шейнис, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Госдумы II созыва

Поправки: "В Конституции надо предусмотреть право Думы утверждать и, что еще важнее, на основе сложной процедуры (скажем, квалифицированным большинством, со второй попытки и т.д.) добиваться смещения ряда министров, перечень которых должен быть жестко ограничен. Он должен включать и "силовых" министров".

"Надо переформулировать основания для возбуждения импичмента, связав их с компетенцией парламента. К числу таких оснований, несомненно, должно быть отнесено нарушение Конституции и законов, фиксируемое заключением Конституционного Суда РФ".

Причины фиаско: Отсутствие политической воли; отсутствие большинства в парламенте того времени; большая разница между Конституционным судом РФ-1993 и КС РФ образца 1998 года.

Подготовили Аркадий Смолин и Владимир Новиков. 

* здесь и дальше должности указаны на момент обсуждения поправки