Не секрет, что в последнее время значительную (если не преобладающую) часть законопроектов, поступающих в Госдуму, составляют различного рода ограничительные и запрещающие инициативы. Одним из таких стал законопроект № 401835-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", разработанный депутатами Олегом Михеевым и Олегом Ниловым.

Суть предложения парламентариев: исключить и без того малозначительную возможность участия во внутрироссийских выборах иностранных граждан и лиц без гражданства.

Когда сейчас голосуют иностранцы

Согласно действующему законодательству, на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Указанная норма, а также корреспондирующие ей положения содержатся, в частности, в федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (см. пункт 6 статьи 3, пункт 10 статьи 4, пункт 3 статьи 17), федеральном законе от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 12), федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (абзац 2 части 1 статьи 3).

Все вышеперечисленные нормы авторы законопроекта предлагают признать недействующими или изменить. Точно также они хотят поступить и с иными законодательными положениями, позволяющими не гражданам РФ участвовать в российских избирательных процедурах.

Например, в пункт 4 статьи 4 федерального закона № 67-ФЗ вносится уточнение, что только гражданину России может быть предоставлено активное избирательное право, если его место жительства расположено за пределами избирательного округа. Вносятся правки и в те нормы федерального закона № 131-ФЗ, которые оставляют хотя бы призрачный шанс иностранному гражданину стать должностным лицом органа местного самоуправления.

На страже суверенитета

Первым аргументом авторов проекта является мысль о том, что "недопустимость решения судьбы Российской Федерации иностранными гражданами диктуется суверенным статусом государства". Ссылаясь на пункт 2.1. постановления Конституционного Суда (КС) РФ от 7 июня 2000 года № 10-П и часть 2 статьи 32 Конституции РФ, они полагают: "Именно граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. И указанные исключительные права могут принадлежать только гражданам Российской Федерации".

Формальным поводом при этом является, по мнению депутатов, и то, что федеральный закон N 67-ФЗ "в силу самого своего названия" должен распространяться только на российских граждан, а на деле предоставляет какие-то права и иностранцам. По мнению народных избранников, "тот факт, что иностранный гражданин постоянно проживает на территории Российской Федерации, не должен предоставлять ему право определять судьбу Российской Федерации ни на каком уровне". Предоставление избирательных прав иностранных граждан, уверены парламентарии, может стать серьезной угрозой суверенитету государства в целом, "поскольку допускает возможность создания неограниченного количества местных властей с участием иностранных граждан".

Складывается впечатление, что авторы прямо-таки в ближайшее время ожидают появления на территории страны "пятой колонны", состоящей из различного рода иностранцев, жаждущих непременно посягнуть на суверенитет России. Учитывая крайне ограниченную роль муниципалитетов во властной иерархии, в реальность такого посягательства верится с большим трудом.

Но, по мнению инициаторов проекта, "предоставление гражданам, не имеющим устойчивых правовых связей с Российской Федерацией, не связанных правами и обязанностями с Российской Федерацией, является угрозой суверенитету и национальной безопасности государства".

Когда гражданство хуже приговора

Интересно отметить, что не так давно на свет появилось еще одно постановление КС РФ - от 10 октября 2013 года N 20-П. В нем суд счел неконституционным "бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений". Если следовать логике думских депутатов, получается, что любой иностранец, раз и навсегда лишаемый любого права голоса в России, для государства страшнее и опаснее, чем убийца, террорист или коррупционер.

На наш взгляд, высказываемые в пояснительной записке к проекту опасения сильно преувеличены, а само их обоснование похоже на маккартистские страхи в послевоенной Америке. Остается надеяться, что такое законотворческое движение в прошлое в итоге не приведет нас к процессам времен инквизиции и охоты на ведьм.

Сергей Хаванский, эксперт РАПСИ