МОСКВА, 1 авг — РАПСИ. В России с 1 августа вступают в силу поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты РФ (так называемый закон о блогерах), обязывающие блогеров, интернет-страницы которых ежедневно посещают более 3 тысяч пользователей, выполнять предъявляемые к СМИ требования, сообщает РИА Новости.

Накануне вступления закона в силу Роскомнадзор опубликовал методику подсчета количества пользователей сайта или страницы сайта в интернете: популярных блогеров будут определять по количеству их уникальных читателей и длительности просмотра страниц (полная загрузка на срок не менее 15 секунд). Роскомнадзор может получать информацию о посещаемости у интернет-площадок, на публичных сервисах интернет-статистики (Рейтинг@Mail.ru, Openstat, Rambler TOP100, LiveInternet), а также может быть задействовано специальное ПО самого ведомства.

Для разрешения споров по определению посещаемости Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) вместе с Роскомнадзором создали экспертную комиссию, к которой ведомство будет обращаться в случае необходимости.

Обязанности блогеров

Согласно закону, сайты или страницы сайтов с общедоступной информацией и с посещаемостью более 3 тысяч пользователей в сутки должны быть включены в соответствующий реестр, который ведет Роскомнадзор. Блогеры должны будут либо самостоятельно регистрироваться в реестре, либо получат уведомление ведомства о том, что они внесены в реестр. При этом блогеры смогут принимать рекламу на возмездной основе.

Зарегистрированные блогеры обязаны будут размещать на своей странице ФИО и контактную информацию для направления юридических замечаний, а также указывать возрастные ограничения для пользователей. Закон обязывает популярных блогеров проверять достоверность размещаемой информации, не распространять экстремистские материалы и информацию о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства, соблюдать избирательное законодательство.

Нарушителям - штраф

Роскомнадзор сможет запрашивать необходимую информацию — у самих блогеров, у организаторов распространения информации (поисковые системы, соцсети и сайты, где пользователи оставляют комментарии) и у других лиц. Предоставить ее нужно будет в течение десяти дней. За отказ и направление недостоверных данных грозит штраф: гражданам — 10-30 тысяч рублей, а юрлицам — 50-300 тысяч рублей. Повторное нарушение в течение года повлечет для граждан штраф в 30-50 тысяч рублей, а для юрлиц — 300-500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток.

Закон также обязывает организатора распространения информации уведомить Роскомнадзор о начале своей деятельности, иначе ему грозит штраф: 1-3 тысячи рублей для граждан, 10-30 тысяч рублей — для должностных лиц и 100-300 тысяч рублей — для юрлиц.

Кроме того, организатор распространения информации обязан в течение шести месяцев хранить данные и предоставлять их в Роскомнадзор. Неисполнение этого требования повлечет штраф в 3-5 тысяч рублей для граждан, 30-50 тысяч рублей — для должностных лиц, 300-500 тысяч рублей для юрлиц. Организаторы распространения информации должны также обеспечить соблюдение требований к оборудованию и ПО, предусмотренных для осуществления оперативно-розыскной деятельности. В противном случае им грозят аналогичные штрафы. Кроме того, вводятся штрафы за воспрепятствование работе интернет-ресурсов, в том числе сайтов госорганов.

Закон вместо совести

Первый зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин считает изменение законодательства весьма своевременным. «Сейчас суд фактически не имеет влияния на интернет. Кто угодно может написать пасквиль на человека или компанию, суд признает эти действия неправомерными, но информация все равно останется в открытом доступе», — сказал он РИА Новости.

По мнению законодателя, интернет ушел очень далеко от существующих норм права, и необходимо было ликвидировать этот разрыв. «Конечно, некоторые блогеры, живущие в России и за ее пределами, будут недовольны. Например, такие, которые пишут, что это Россия сбила малазийский Boeing, но если такие понятия, как совесть, стыд и срам для них не существуют, наверное, в некоторых случаях в дело должен вступать закон», — говорит он.

Президент РФ ранее заявлял, что приравнивание популярных блогеров к СМИ является международным трендом и восполняет пробел в российском законодательстве. «Приравнивание некоторых блогеров к СМИ - <…> это такая практика, которая применяется в европейских странах. Здесь нет ничего необычного, просто это пробел в нашем законодательстве, который мы закрываем», — говорил глава государства.

МВД РФ поможет Роскомнадзору выявлять правонарушения в интернете, сообщил РИА Новости официальный представитель ведомства Андрей Пилипчук. «В системе МВД не предполагается формирование специализированных подразделений по интернет-полиции, но в связи с принятием нового федерального закона мы будем, безусловно, оказывать поддержку Роскомнадзору. Мы и раньше в тесном взаимодействии сотрудничали, и сейчас будем работать, если будут выявлены Роскомнадзором преступления, в том числе экстремистского характера в интернете», — сказал он.

По словам Пилипчука, сотрудники Роскомнадзора будут реагировать в административном порядке, то есть, в случае правонарушений в интернете, они смогут накладывать штраф, а уголовными преследованиями, как и прежде, будут заниматься правоохранительные органы.

Блогер-антитеррор

Блогеры по-разному относятся к вступающему закону.

Один из наиболее известных в России блогеров Антон Носик воспринимает его крайне негативно. «Прежде всего, я не люблю лицемерия. В данном случае набор поправок назван антитеррористическим, тем самым блогеры приравниваются к потенциальным террористам, а попытка ввести банальную цензуру корейского образца преподносится как борьба с терроризмом. Хотя меня как блогера это совершенно не касается», — отметил Носик.

По его словам, Роскомнадзор по этому закону должен проанализировать около 100 миллионов ресурсов в Рунете, но таких инструментов в мире нет, и выявить ресурсы, посещаемость которых превышает 3 тысячи человек в день, нельзя.

Известный блогер Рустэм Адагамов опасается, что нововведения могут быть трактованы и использованы как угодно — например, против оппозиционных блогеров. «Но в целом, как средство достижения заявленных целей данные изменения в законах не будут работать. Например, я не понимаю, как они собираются закрывать аккаунты в Facebook и Twitter. Сам я никакой информации в Роскомнадзор подавать не буду. Спросят — отвечу. Но вообще пусть что хотят, то и делают. Хотят — пусть закрывают мой ресурс, у меня есть достаточно других источников доходов», — сказал он.

Впрочем, ряд блогеров не видит в поправках какой-то угрозы или ущемления их прав. «Я намерен поступить так, как этот закон предписывает — то есть зарегистрироваться в Роскомнадзоре. Во всем прочем мой блог не противоречит требованиям, указанным в законе. И хотя я считаю сам закон дублирующим уже имеющееся законодательство, я собираюсь его исполнять», — говорит врач-психиатр Максим Малявин, рассказывающий в своем блоге о различных случаях из своей практики. Кроме того, придется внимательнее следить за тем, что пишут в комментариях и модерировать их, чтобы не пострадать от чьей-то невоздержанности, глупости или злого умысла, добавил он.