«Uber-такси» хотят запретить в России. Потребители недовольны: эта и подобные системы позволяют очень дешево передвигаться на таксомоторе. Профессиональное сообщество соглашается с властями, опасаясь обвала рынка легальных перевозчиков. Специалисты же по защите прав потребителей констатируют – на деле пассажиры всех видов такси - и «классических», и «мобильных» - защищены слабо. И если мы хотим, чтобы рынок пассажирских автоперевозок стал цивилизованным, надо корректировать действующее законодательство.

Законы протекционизма

Uber - крупная американская компания, создавшая несколько лет назад мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или услуг частных водителей. В этом году система начала работать в России.  Полностью запретить ее на днях предложил депутат Госдумы Александр Старовойтов. По этому поводу он даже написал письма президенту России и председателю правительства.

Тут стоит отметить, что еще до Uber в России открылось несколько компаний, оказывающих таксомоторные услуги по аналогичным  схемам, причем несколько из них уже успели выйти на федеральный уровень. Представительства таких фирм сейчас имеются во многих городах, а цены на оказываемые услуги минимум в полтора раза ниже, чем в обычных таксопарках.

Работают все они просто: любой автовладелец устанавливает себе в смартфон или планшет специальное приложение, и с этого момента считается таксистом. Клиент отсылает заявку через интернет или звонит диспетчеру, информация о заказе попадает в систему, ее видят все зарегистрированные водители-«таксисты», на вызов может отправиться любой желающий.

Очевидный минус - у клиента нет никакой гарантии, что его заберет опытный водитель на исправной машине. Приехать, повторимся, может кто угодно и на чем угодно.

Отличия «диких» таксистов от цивилизованных на этом не заканчиваются. «В штате любой стандартной таксомоторной компании помимо профессиональных водителей есть врачи, которые проводят ежедневное медицинское освидетельствование шоферов перед тем, как они сядут за руль, механики, следящие за техническим состоянием авто, диспетчеры. Такая компания платит налоги, на каждую машину оформлена лицензия, дающая право осуществлять пассажирские перевозки. Таким образом, к клиенту гарантировано приедет трезвый водитель на исправной машине», - говорит председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта  «Таксист» Ярослав Щербинин. Большой штат работников и налоги, естественно, заложены в себестоимость перевозок, поэтому ценовую конкуренцию с «мобильными» такси «классические» таксомоторные фирмы проигрывают.

По словам инициатора запрета депутата Старовойтова, диспетчер «мобильного» такси, ко всему прочему, не несет ответственности перед заказчиком за качество оказанных услуг, поскольку чаще всего они  всего лишь предоставляют информацию, причем сразу и водителю, и клиенту.

«Uber – очень агрессивная компания, с огромными ресурсами. Она дает мощную рекламу, создает большую сеть водителей, которые первое время не платят отчисления за подключение к системе», - продолжает Щербинин. - В результате через год у нее практически не остается конкурентов. Если сейчас не принять меры, она попросту «съест» российский легальный таксомоторный рынок».

По мнению противников Uber, чтобы навести порядок на рынке такси, нужно наконец-то законодательно регламентировать действия всех участников таксомоторных перевозок.

«В Госдуме первое чтение прошел законопроект, которым вводится понятие «диспетчерская служба», - напоминает глава профсоюза, - Если удастся заложить в него ответственность диспетчеров таксомоторных компаний, мобильные приложения не страшны».

Для справки: сейчас в Лондоне, Париже и Берлине проходят массовые акции протеста водителей такси против сервиса Uber, который демпингует и на рынках Западной Европы. Сама же компания упорно ищет новые рынки: помимо России ее деятельность активно обсуждается, скажем, в Норвегии.

«Вам шашечки или ехать?»

Впрочем, в нашей стране пассажиры и полностью легальных таксомоторов защищены, мягко говоря, не идеально.

Аксиома: услуги такси ничем не отличаются от любых других услуг, напоминает адвокат Дмитрий Лесняк. Потребитель поэтому имеет сразу несколько ключевых прав. В первую  очередь, это право на информацию об услуге (см. статью 10 закона "О защите прав потребителей"), в том числе, о её изначальной цене, о том, какой именно субъект оказывает услуги, о регистрации этого субъекта в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (ИП), о наличии разрешения на оказание услуг.

За просрочку в оказании услуги положена неустойка в размере 3% её стоимости за каждый час (см. статью 28 закона «О защите прав потребителей»). В случае, если услуга не оказана или нарушены сроки ее выполнения, потребитель вправе полностью отказаться от нее, гласит статья 29 того же закона.

Более того, потребитель вправе отказаться от услуги в любое время в процессе её оказания, возместив исполнителю только понесённые им расходы (статья 32 закона о защите прав потребителей). В случае причинения вреда жизни или здоровью компенсация выплачивается виновником и его страховой компанией в соответствии с законом об ОСАГО.

Если машина опоздала или сломалась, из-за чего пассажиру причинены убытки (например, вынужденная оплата другого такси; стоимость авиабилета, если гражданин по вине таксиста опоздал на самолет), ему обязаны их компенсировать (статья 13), моральный вред (статья 15) и выплатить неустойку за просрочку оказания услуги (статья 28 закона).

Однако все это хорошо только на бумаге: претензии можно предъявить лишь в том случае, если вы сможете доказать факты заказа и оплаты услуги. Таким доказательством может послужить заключенный договор и кассовый чек, подтверждающий оплату.  В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112 организация, оказывающая таксомоторные услуги, должна заключить с пассажиром договор в письменной форме и выдать ему на руки документ об оплате. «Фактически же этого не делает почти никто. А без договора невозможно обосновать оказание некачественной услуги, как и вообще факт ее предоставления», -
- констатирует адвокат Лесняк.

Впрочем, иногда таксомоторные компании выдают клиентам квитанции, где фиксируется время отъезда из точки «А», приезда в точку «Б» и цена оказанной услуги. Такая квитанция может послужить доказательством заключения договора, а если в ней явным образом сделана пометка об оплате - и доказательством оплаты. Но и при помощи заполненного бланка, где указаны время и цена, не всегда можно подтвердить, что вы эту стоимость действительно оплатили.

Если же приходится отказываться от поездки из-за водителя, например, потому, что он курит за рулем (или громко включает музыку, которая не по душе клиенту), то пассажиру для получения компенсации придется изрядно попотеть. Ведь впоследствии именно ему придется обосновать, что оказание услуги было неудовлетворительным, а устранить проблему было возможно только выйдя на пол дороги из машины.

Статья 29 закона «О защите прав потребителей» даёт право отказаться от услуги по мотивам качества лишь в том случае, если ее недостатки неустранимы. Следовательно, именно пассажиру придётся доказывать, что он рассчитывал воспользоваться, скажем, услугами некурящего водителя (вот здесь пригодится договор), и что требовал прекратить курение в салоне машины, но тот наотрез отказался.

Кстати, службы такси, и легальные, и не очень, любят вносить особо беспокойных пассажиров в различные «черные списки». Часто в подобном перечне оказывается номер мобильного телефона, с которого ранее уже вызывалось такси, но вызов оказался ложным, или услуги таксомотора не были оплачены. Ведение таких «черных списков» незаконно, но опасаться следует не фирмам, а самим гражданам. Ведь не исключена ситуация, когда некто малознакомый попросит ваш мобильный телефон, чтобы вызвать таксомотор, а потом забудет заплатить за поездку. В перечне неблагонадежных клиентов окажется не мошенник, а именно вы.

Как бороться с такими проявлениями «сервиса», законодатели, в отличие от истории с «Uber-такси», пока не придумали.

Марина Алехина