Новый закон об образовании впервые в истории запрещает совмещение преподавательской и репетиторской деятельности. Частнопрактикующим педагогам, не желающим быть уличенными в коррупции или незаконном бизнесе, следует зарегистрироваться как предприниматель, платить налоги и избегать «конфликта интересов».

Доходы от частных уроков исторически компенсировали мизерное жалование профессуры государственных вузов. Порой студенты спонсировали даже издание курсов лекций своих же учителей. Только в середине XIX века профессор Тимофей Грановский заявил о неэтичности для преподавателей Московского университета готовить его студентов. Как  коррупция такое совместительство на уровне федерального закона стало рассматриваться всего два года назад.

Регистрация и лицензирование

Если репетитор занимается с учениками на возмездной основе, такая деятельность может быть признана предпринимательской. Один или два ученика, оплачивающие услуги преподавателя наличными, вряд вызовут подозрения надзорных органов – по негласным критериям налоговиков, систематической деятельностью считается совершение трех сделок.

Незаконное предпринимательство является как минимум административным правонарушением и карается штрафом в размере до 2,5 тысячи рублей. Но юристы сомневаются, что частным учителям стоит опасаться фискальных органов: «Привлечь репетитора будет непросто, поскольку придется доказывать систематичность деятельности. А с учетом заработков репетиторов никто не будет этим заниматься», – полагает Николай Вильчур, генеральный директор консалтинговой компании «Вильчур и партнеры».

С другой стороны, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя сейчас занимает всего несколько дней, госпошлина составляет всего 800 рублей, а подать заявление можно через сайт Федеральной налоговой службы. Вместе со свидетельством выдаются документы о постановке на учет в Пенсионном фонде России (ПФР) и органах статистики. Изготавливать печать и открывать расчетный счет не обязательно.

Вместе с тем законодательство предусматривает лицензирование любой образовательной деятельности, будь то дошкольное (детский сад), начальное и среднее (школьное), высшее или дополнительное образование. Лицензию должны получать осуществляющие обучение организации и индивидуальные предприниматели, причем к ним предъявляются очень жесткие требования: наличие специально оборудованных помещений, квалифицированного персонала, разработка учебных программ и так далее.

Но в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре) убеждены, что самозанятые учителя могут легитимно работать и без дополнительных разрешений. «Если предприниматель будет оказывать услуги самостоятельно – лицензия ему не нужна», – пояснили РАПСИ в пресс-службе ведомства.

До начала предоставления платных уроков частнопрактикующий преподаватель должен предоставить ученику или его родителям информацию об уровне профессионального образования, общем стаже педагогической работы и так далее.

Налоги

Получение статуса предпринимателя порождает сразу несколько обязанностей: платить налоги, взносы во внебюджетные фонды, а также применять контрольно-кассовую технику.

Применение упрощенной системы налогообложения (УСН) позволяет уплачивать единый налог в размере 6 процентов от общей суммы выручки (дохода). Это более чем в два раза ниже, чем обычный налог на доходы физических лиц (13-процентный НДФЛ), который принудительно удерживается с зарплаты.

Вместе с тем предприниматели должны отчислять взносы в ПФР и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Минимальная сумма – 20,7 тысячи рублей в год. Если же доход превысил лимит в 300 тысяч рублей, то в ПФР необходимо дополнительно заплатить 1 процент от такого превышения. Однако все эти взносы можно вычесть из суммы единого налога. То есть если репетитор за год заработал больше 350 тысяч (примерно 30 тысяч в месяц), то общее фискальное бремя не превысит тех же шести процентов с дохода. Декларировать меньшую сумму (в том числе скрывая доходы) смысла нет.

Дополнительное обременение – необходимость применения контрольно-кассовой техники. Сами аппараты стоят недорого, но ежегодные расходы на их обязательное техническое обслуживание и покупку специальной электронной контрольной ленты (ЭКЛЗ) оцениваются в 15-20 тысяч рублей. Работа же репетитора без ККТ невольно привлечет внимание проверяющих и может привести к административным санкциям.

Альтернатива
 
Поэтому в некоторых случаях выгоднее перейти на патентную систему налогообложения. Например, в Москве патент на репетиторскую деятельность стоит 18 тысяч рублей в год, в Санкт-Петербурге – 27 тысяч, Московской области – 11,2 тысячи, Ленинградской – 12 тысяч рублей и так далее. Это сумма является единым налогом, причем независимо от реального дохода предпринимателя.

Но кроме него покупатели патентов обязаны дополнительно уплатить как минимум 20,7 тысячи рублей в ПФР и ФОМС. Это многократно увеличивает фискальную нагрузку – московские репетиторы должны платить в казну и внебюджетные фонды почти 39 тысяч рублей, петербургские 49 тысяч и так далее.

Но есть и положительный аспект: купившие патент предприниматели освобождаются от применения кассовых машин. По требованию потребителя (ученика) такой репетитор должен выписывать справку, являющуюся бланком строгой отчетности. Причем можно это делать на любую сумму (хоть сто тысяч – налоги и взносы не зависят от реального дохода). Тогда как на основе такой справки обучающийся или его родители могут получить вычет по НДФЛ. Так, справка на 10 тысяч сэкономит 1300 рублей и, возможно, окупит само обучение.

Госвузнадзор

Регистрация в качестве преподавателя, уплата налогов и применение кассовой машины (при необходимости) исключают любые претензии надзорных органов. Однако работникам школ, вузов и иных образовательных учреждений грозят другие ограничения: совместительство с репетиторством может квалифицироваться даже как коррупция. Например, когда преподаватель низко оценивает успеваемость учащегося или студента, а потом за определенное вознаграждение предлагает повысить его знания.

Федеральный закон «Об образовании» прямо запрещает педагогическим работникам, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывать платные услуги обучающимся в той же организации, если это приводит к конфликту интересов. Также преподаватели должны «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики». Последние юридически не закреплены, но любые неэтичные поступки могут квалифицироваться как аморальные с перспективой увольнения. Таковым нарушением признается и репетиторство без регистрации в качестве самозанятых бизнесменов.
Но далеко не все даже крупные вузы активно вмешиваются в учебный бизнес своих сотрудников. «Мы не отслеживаем репетиторскую деятельность преподавателей, – говорит Валерий Гордин, заместитель директора НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. – Никаких ограничений нет, но есть иные, более интересные формы получения дополнительного дохода, в том числе те же подготовительные курсы, где они могут заниматься со школьниками. Особой разницы при подготовке к выпускным экзаменам между школьным учителем и профессором вуза нет, последний может помочь только в плане выполнения творческого задания. А вот никаких форм репетиторства со студентами, естественно, не разрешаем», – констатирует Валерий Гордин.

Более жесткую позицию занимает проректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Алексей Заварзин: «Администрация университета не поддерживает и не поощряет репетиторскую деятельность научно-педагогических работников. В том числе, когда речь идет о репетиторстве со студентами, обучающимися в СПбГУ. Для решения спорных этических ситуаций, когда возникает конфликт интересов, в нашем университете создана Комиссия по этике СПбГУ. Сюда могут обратиться как сотрудники, так и студенты университета в случае возникновения вопросов, связанных с этикой отношений, соблюдением нравственных традиций университета и так далее.

Безусловно, раньше репетиторская деятельность, которую осуществляли различные сотрудники вузов, часто имела коррупционную составляющую. Но когда прием в вузы стал осуществляться на основе результатов ЕГЭ, ситуация изменилась. Не секрет, что несколько высших учебных заведений в России сохранили право проводить собственные вступительные испытания, но наш университет таким правом не пользуется. В связи с этим вопрос о репетиторстве и подготовке к вступительным испытаниям как незаконной деятельности, которая может порочить бренд СПбГУ, в нашем университете на повестке дня не стоит», – заключает Алексей Заварзин.

Для справки

Согласно последним данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, среднемесячная заработная плата в сфере высшего образования (в том числе в федеральных вузах) в целом по России составляет 31,7 тысячи рублей, в Москве – 49,1 тысячи, в Санкт-Петербурге – 37,7 тысячи рублей и так далее.
 
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)