Крупнейшие компании получили возможность предупредить внезапные налоговые проверки и нередко сопровождающие их споры. Согласившиеся на проведение налогового мониторинга предоставят «мытарям» доступ к своей бухгалтерии в режиме реального времени. Одновременно налоговики должны будут разъяснять любые спорные вопросы, а роль медиатора в решении споров передается высшим руководителям Федеральной налоговой службы.

Формально подписанные 4 ноября президентом поправки в Налоговый кодекс РФ вступят в силу с 2015 года, но реально новая система налогового администрирования заработает только через год. Она призвана сократить излишние затраты на проверки и судебные издержки, а корпорациям позволит избежать участи «ЮКОСа».

Прозрачная бухгалтерия

Внедряться налоговый мониторинг будет исключительно на добровольной основе, причем заявление о переходе на «онлайн-контроль» с очередного календарного года необходимо подать до 1 июля предшествующего. После его одобрения компания в электронном виде должна направлять в инспекции все документы и иные материалы налогового учета либо предоставить доступ к своей информационной системе бухгалтерии.

Ответная «любезность» налоговиков – предупреждение конфликтов. В случае выявления противоречий или нарушений «мытари» должны предложить компании внести соответствующие исправления или представить пояснения. Если налогоплательщик их проигнорирует или сочтет требования необоснованными, инспекция составляет мотивированное мнение. Компания опять же вправе оспорить выводы проверяющих в рамках своеобразной медиативной (взаимосогласительной) процедуры.

Автор принятого закона – депутат Госдумы Андрей Макаров – убежден, что мониторинг позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в законодательстве. Повышение же уровня правовой культуры налогоплательщиков приведет к сокращению споров. «Данный вид налогового администрирования соответствует мировым практикам (США, Великобритания, Нидерланды и другие). Как показывает мировой опыт, стабильность и определенность в налоговой нагрузке компании являются одной из важных составляющих в повышении инвестиционной привлекательности страны на глобальном рынке мировых инвестиций», – констатирует Макаров.

Только для взрослых

Правда, участвовать в налоговом мониторинге смогут только очень крупные компании: годовой доход и стоимость активов должны составлять не менее 3 млрд рублей, а налоговые платежи – от 300 млн рублей в год. Эксперты считают такие ограничения справедливыми. «У налоговых органов просто не хватит ресурсов для реализации такого проекта в отношении среднего и малого бизнеса. Да и эффективность будет низкой – расходы на мониторинг таких компаний могут быть выше, чем налоговые поступления от них», – говорит Николай Вильчур, директор международной консалтинговой компании «Вильчур и партнеры».

С ним солидарен и советник юридической компании Dentons Борис Брук: «Полагаю, налоговые органы хотят посмотреть, как новый институт заработает на практике. Если опыт применения процедуры мониторинга будет удачным, данную процедуру распространят и на меньшие организации».

«Следует отметить, что сам проект пилотный, поэтому его применение на уровне крупных налогоплательщиков оправдано. Возможно, если проект будет реализован успешно, то входные пороги могут быть снижены. Но вряд ли данный институт будет доступен для малого бизнеса», – говорит заместитель руководителя налоговой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Марк Ровинский.

На самом деле частично институт налогового администрирования для самых маленьких компаний уже реализован. Пока, правда, он касается только онлайн-контроля за применением контрольно-кассовой техники и в тестовом режиме опробуется на территории Москвы, Московской и Калужской областей, в Татарии. Сведения обо всех пробитых чеках в режиме реального времени передаются в базы данных налоговиков. Это позволяет владельцам кассовых машин отказаться от дорогостоящей фискальной памяти (электронных контрольных лент), а потребителям восстановить доказательства платежа в случае утраты «бумажного» чека.

Честные разъяснения

Также закон предусматривает, что участвующие в налоговом мониторинге компании вправе по собственной инициативе запрашивать мотивированное заключение по конкретным вопросам применения законодательства или ситуациям. В случае несогласия с выводами налоговиков опять же применяется медиация.

Хотя действующий с 1998 года Налоговый кодекс РФ гарантирует право запроса каждому налогоплательщику, эксперты положительно оценивают новую процедуру: «При обычном запросе, как правило, формулируется набор абстрактных вопросов относительно интерпретации тех или иных норм налогового законодательства, – констатирует Борис Брук. – Конкретные обстоятельства и связанные с запросом документы Минфин не рассматривает, налоговые органы рассматривают не всегда. В рамках же процедуры налогового мониторинга предполагается, что налоговая служба должна вникать во всю специфику деятельности компании и, исходя из нее, формировать свою позицию по конкретным ситуациям».

По мнению Николая Вильчура, в последнее время на запросы налоговики зачастую отвечают отписками, содержащими просто цитаты из законодательства. «Мотивированное же мнение будет выражено в отношении конкретной ситуации и в конкретных действиях, которые будут считаться обоснованными. В сочетании же с ограничением на проведение выездных проверок, такое мнение, по сути, является полным оправданием действий налогоплательщика», – заключает юрист.

Причем заниматься урегулированием данного спора должен исключительно руководитель Федеральной налоговой службы или его заместитель. «В центральном аппарате ФНС работают наиболее квалифицированные и склонные к компромиссам кадры. Позиция налоговых органов будет вырабатываться путем согласования с различными подразделениями службы, что также неплохо», – говорит Брук.

А вот Марк Ровинский убежден, что правильнее было бы установить возможность судебного оспаривания мнения службы: «Пока положения закона на этот счет неоднозначны. Также не ясно, какие правовые последствия наступают в случае, если мнение службы не выполняется, и как происходит корректировка налоговой базы. Хотя именно это является наиболее важными вопросами с точки зрения предлагаемого регулирования».

Проверка по требованию

На самом деле о необходимости введения процедур предупреждения налоговых конфликтов заговорили еще десять лет назад. Поводом для этого стало громкое «дело ЮКОСа». Ведь многие нарушения в этой нефтяной компании были обнаружены в ходе повторных проверок, тогда как первые не выявили в деятельности компаний никаких проступков. Критически оценивающие действия «мытарей» эксперты указали на необходимость создания института, позволяющего компаниям самим инициировать инспекцию и по ее результатам получить своего рода «охранную грамоту».

Новый закон также вызывает много вопросов. В частности, многие опасаются возникновения технических проблем. «Это новая форма работы для обеих сторон, и пройдет достаточно много времени, прежде чем система начнет давать положительные результаты», – констатирует Вильчур. А Марк Ровинский, в свою очередь, убежден, что пока эффективность нового института не будет доказана, на него скорее можно смотреть как на обременение. «С одной стороны, налогоплательщик освобождается от выездных проверок, при этом камеральные проверки могут проводиться. Более того, фактически компания будет находиться в режиме постоянной налоговой проверки. По сути, влияние этого фактора на бизнес можно будет оценить только по прошествии времени, которое покажет, насколько эффективно, разумно и экономно действуют представители налоговой службы», – заключает эксперт.

Для справки

По версии журнала Forbes, в России сегодня функционирует не менее 200 частных компаний с годовой выручкой свыше 25 млрд рублей. Всего же на учете в налоговой службе состоит 4,8 млн юридических лиц.
 
Павел Нетупский, Санкт-Петербург (специально для РАПСИ)