Юрий Пилипенко, президент Федеральной палаты адвокатов РФ, доктор юридических наук, профессор

На заседании 4 февраля Правительство РФ наконец одобрило давно ожидаемый нами законопроект об адвокатском запросе. Дмитрий Медведев в своем выступлении уделил ему особое внимание, назвав право адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи, важным элементом состязательности сторон.

Доработка подготовленного Минюстом законопроекта продолжалась почти два года, Федеральная палата адвокатов подключилась к ней с самого начала. При Минюсте была образована специальная межведомственная рабочая группа, согласование текста с государственными структурами проходило на площадке Правительства. Наделение адвокатов новыми полномочиями силовые ведомства воспринимали как умаление собственных, поэтому процесс согласования был непростым. Представители ФПА отстояли многие важные для адвокатуры положения, но по некоторым позициям были вынуждены пойти на компромисс.

Тем не менее, даже в нынешнем виде законопроект, безусловно, направлен на усиление защиты и укрепление равенства сторон, потому что восполняет многие пробелы в регулировании института адвокатского запроса: вводит понятие адвокатского запроса; устанавливает круг лиц, которым запрос может быть адресован; определяет объем сведений, которые могут быть запрошены; содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении сведений; предусматривает внесение в Кодекс об административных правонарушениях дополнения об ответственности за неисполнение запроса.

Вместе с тем законопроект содержит некоторые положения, над которыми, на наш взгляд, стоит продолжить работу. В нем предусмотрена, например, ответственность за необоснованный запрос, что, на наш взгляд, ограничивает права защиты, по сравнению с обвинением. Кроме того, как предлагается проектом, адвокату могут отказать в ответе, если закон относит запрошенные им сведения к информации с ограниченным доступом или государственной тайне. Укреплению равенства сторон это не способствует, потому что у стороны обвинения больше прав на доступ к таким сведениям. Вызывает сомнения и продолжительность срока ответа на адвокатский запрос – 30 дней (при возможности продления еще на 30 дней).

Но в целом мы оцениваем законопроект положительно. Он является результатом большой и кропотливой работы Правительства, Минюста, ФПА, заинтересованных государственных органов и направлен на повышение гарантий реализации права на получение квалифицированной юридической помощи.

К таким гарантиям относятся, например, включенные в законопроект положения о праве адвоката на проход в здание суда при предъявлении удостоверения, о праве Федеральной палаты адвокатов РФ обращаться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, являющихся членами адвокатского сообщества.
Мы считаем эти предложения очень важными для адвокатуры, так же как и содержащиеся в проекте нормы о статусе и полномочиях Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам. Необходимость ее создания была уже давно осознана адвокатским сообществом, и в апреле прошлого года VII Всероссийский съезд принял соответствующие поправки в Кодекс профессиональной этики адвоката.

Законодательное закрепление положений о Комиссии укрепит ее роль и будет означать, что государство, так же как и адвокатура, предпринимает шаги к тому, чтобы благодаря введению единых стандартов профессии повысить качество правовой помощи.

Не теряем надежды дождаться таких мер и в масштабе всей страны, когда будет принята Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи, которая предусматривает создание на базе адвокатуры единой корпорации юристов, оказывающих на профессиональной основе правовую помощь неопределенному кругу лиц.

Совет ФПА РФ направил в Правительство заявление, где указано, что адвокатура поддерживает Концепцию и просит ускорить ее принятие, но при этом настаивает на выполнении пяти принципиально значимых условий: объединение в рамках адвокатуры всех субъектов профессионального оказания юридической помощи неопределенному кругу лиц; установление исключительного права адвокатов на профессиональное судебное представительство в гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; введение нового вида адвокатского образования, позволяющего, в том числе, применять современные конкурентоспособные методы управления; представление адвокату и адвокатскому образованию права привлекать к работе адвоката по договору; установление благоприятного режима вхождения в адвокатское сообщество юристов, оказывающих правовую помощь неопределенному кругу лиц.

Мы уверены, что только при выполнении всех этих условий станет возможным полностью обеспечить конституционное право граждан на получение квалифицированной юридической помощи.