Среди заключенных в 2017 внутригосударственных и международных договоров Российской Федерации едва ли ни самым важным стал документ, подписание которого не состоялось. Договоры о разграничении полномочий между РФ и субъектами ушли в прошлое.
О причинах появления такого странного документа, о том, какую форму эти договоры принимали в разные периоды истории нашей страны, а также почему отказ от продления соглашения является историческим событием для государственного устройства нашей страны мы расскажем в нашем итоговом материале.
11 августа 2017 года истек срок действия договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан (РТ), остававшейся последним субъектом, с которым было заключено такое соглашение. Федеральные власти не изъявили желание заключать новый, уже третий по счету, договор с Республикой, а власти Татарстана, в свою очередь, смирились с данным фактом.
Таким образом, Россия полностью оформилась как конституционная федерация, в которой компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов определяется исключительно Основным законом страны. Если мы обратимся к историческому прошлому Российского государства, подобный итог договорных взаимоотношений с субъектами выглядит вполне закономерным: наша страна никогда не была договорной федерацией наподобие США или Швейцарии.
Федерация вместо империи
Начиная с периода объединения русских земель под единой властью Московского княжества, Россия формировалось как унитарное государство с сильной центральной властью. История же российского федерализма насчитывает не более 100 лет. Процесс трансформации Российской империи в Федерацию начался после революционных событий 1917 года и установления советской власти.
В январе 1918 года на III Всероссийском съезде советов была провозглашена Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Необходимо отметить, что границы и полномочия республик, входивших в состав РСФСР, были определены федеральным центром, а не местными властями. Федерация была образована решением сверху, а не в результате договора между ее частями.
Провозглашая федеративное государственное устройство, большевики рассчитывали тем самым привлечь на свою сторону национальные движения, состоящие из представителей «угнетенных народов» бывшей империи. Главным образом, федерация создавалась именно для решения национального вопроса и организации культурно-языковых автономий внутри страны, а не с целью децентрализации власти.
На руинах СССР
В период распада СССР, когда бывшие союзные республики стремительно провозглашали независимость, к «параду суверенитетов» присоединилось и большинство республик внутри РСФСР, причем в некоторых из них (Чечня, Татарстан) был взят курс на обретение независимости и окончательное отделение от России.
В это непростое время, когда над государством нависла реальная угроза распада, большое значение имело подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора. Данный акт предусматривал неравное положение для различных субъектов РФ: более широкие полномочия получили республики. Отдельным протоколом к договору представителям республик было обеспечено не менее 50% мест в одной из палат высшего законодательного органа РФ. Договор был подписан делегатами от 19 республик, за исключением Татарстана и Чечено-Ингушской республики.
В самом Татарстане 21 марта 1992 года прошел референдум, где большинство принявших участие в голосовании (61,4%) высказались за то, что Республика является суверенным государством и субъектом международного права.
Результаты референдума нашли свое отражение в Конституции РТ. В ней Татарстан объявлялся суверенным демократическим государством, ассоциированным с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения. Таким образом, основным законом Республики предусматривалось заключение отдельного договора с РФ, однако остальные положения документа характеризовали Татарстан как полноценное самостоятельное государство.
Первый договор между РФ и Татарстаном
И все же 15 февраля 1994 года договор о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и Татарстаном был подписан. Документ закрепил за Республикой право формировать бюджет, устанавливать и взимать налоги, регулировать административные, семейные и жилищные отношения внутри субъекта, распоряжаться землей, недрами и иными природными ресурсами, находящимися на территории субъекта.
Также договор подтвердил за Республикой закрепленное в Конституции РТ право иметь свое гражданство, порядок приобретения и прекращения которого должны определяться специальным Законом о гражданстве, который, однако, так и не был принят. В Республике, вплоть до начала проведения всероссийской паспортной реформы, продолжали действовать старые советские паспорта.
Договор 1994 года предусматривал возможность участия Татарстана в международных отношениях с иностранными государствами, в том числе заключать с ними соглашения, которые, однако, не должны противоречить Конституции и международным обязательствам Российской Федерации.
Необходимо отметить, что право российских регионов на международную внешнеэкономическую деятельность закреплено в 72-й статье Конституции РФ. К настоящему времени более 60 иностранных государств заключили с Республикой Татарстан соглашения, которые, в основном, касаются вопросов торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества.
Несмотря на то, что Татарстан получил достаточно широкие полномочия, заключение договора позволило избежать чеченского варианта развития событий и сохранить республику в составе РФ. Обе стороны продемонстрировали готовность пойти на уступки и сделали выбор в пользу совместного сотрудничества.
Договор 2007 года: на пути к централизации
К началу 2000-х ситуация во внутренней политической жизни страны стабилизировалась. Республики все более входили в единое российское правовое поле.
Определением Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года № 92-О были признаны не соответствующими Конституции РФ нормы некоторых республиканских Конституций, в частности, положения Основного законы Республики Татарстан, определяющие ее как суверенное государство и субъект международного права.
Договор 1994 года устарел и более не соответствовал изменившейся политической ситуации в России, более того – многие его положения прямо противоречили Конституции РФ. Настало время для подготовки нового документа.
Новый договор был принят Государственной думой 24 июля 2007 года. Он существенно отличался от своего предшественника: круг вопросов, относящихся к компетенции республиканских властей, был сильно ограничен. Татарстану предоставлялась вся полнота государственной власти, но вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъекта.
По договору 2007 года Республика получила право распоряжаться недрами и природными ресурсами только по согласованию с Правительством РФ. Документ также установил, что Татарстан может осуществлять международные и внешнеэкономические лишь с одобрения МИД РФ. Кроме того, было отменено положение о республиканском гражданстве.
В то же время Татарстану предоставлялись существенные преференции в языковом вопросе. Так, для кандидатов на пост президента Татарстана, устанавливалось требование, предусматривающее владение государственными языками Республики, которыми являются русский и татарский язык.
Кроме того, гражданам, проживающим на территории Татарстана, было предоставлено право получать паспорта гражданина РФ с вкладышем на татарском языке. Фактически, документ закрепил практику получения паспорта на двух языках, существовавшую в Республике с момента начала всероссийской паспортной реформы в 1997 году.
Договор 2007 года был рассчитан на 10 лет, которые истекли этим летом. В качестве причины, по которой российские власти отказались продлевать документ или заключать новый договор, мы можем назвать нежелание подчеркивать исключительность Татарстана. Предоставление преференции одной Республики вызовет справедливое непонимание со стороны остальных субъектов Федерации.
Языковой вопрос в Татарстане
Еще одним проблемным вопросом во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Татарстаном стал вопрос об обязательности изучения татарского языка в региональных школах.
В соответствии с Конституцией Татарстана, государственными языками в Республике являются равноправные татарский и русский языки. Это положение Основного закона субъекта предоставило региональным властям возможность сделать татарский язык, наряду с государственным языком РФ, обязательным для изучения в общеобразовательных учреждениях, что периодически вызывало волну критики со стороны русскоязычных родителей школьников.
Сложившаяся в Татарстане ситуация прямо противоречит Конституции РФ, согласно которой преподавание и изучение государственных языков республик РФ не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ. О добровольности изучения государственных языков республик РФ также говорил президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в июле 2017 года.
Никита Ширяев