Первые парламентские выборы в России стали успешным демократическим экспериментом, объединившим в Государственной думе представителей самых разных сословий и политических убеждений. Отсутствие законодательного опыта не помешало депутатам сразу приступить к активной работе, предлагая радикальные реформы по всем актуальным проблемам. Однако полноценного диалога власти и общества не получилось. Почему первая Дума была в срочном порядке распущена рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Выборы в первую Государственную думу в России проходили в феврале-марте 1906 года. Всего было создано 135 избирательных округов, в том числе 26 городских, от которых избирали 34 депутата. 33 территориально-сословных, конфессиональных, территориально-конфессиональных и этнических округов — они избирали 40 депутатов. От разных губерний избиралось неодинаковое число депутатов: от двух до пятнадцати. От городов избиралось от одного до шести депутатов.

В целом Европейская Россия избирала 412 депутатов, что составляло 79% от всего депутатского корпуса, Польша — 37 депутатов (7%), Кавказ — 29 депутатов (6%), Сибирь и Дальний Восток — 25 депутатов (4%), Средняя Азия и Казахстан — 21 депутата (4%).

Выборы не были всеобщими, равными и прямыми. Законодатель — император Всероссийский — предпочел всеобщим выборам сословно-куриальную систему, согласно которой один голос помещика равнялся трем голосам городской буржуазии, пятнадцати голосам крестьян и сорока пяти голосам рабочих.

Государство таким образом, даже преображаясь, оставалось дворянским по своей социальной опоре. Царь и правительство доверяли только помещикам. На патриархальность крестьян и их кондовый монархизм власть, правда, тоже рассчитывала, полагая, что тем по-прежнему чужды революционно-либеральные идеи. Но по поводу этого сословия были и опасения.

Председатель правительства С.Ю. Витте, отстаивая неравноправную сословно-куриальную систему, писал: «В крестьянской стране, где большинство населения не искушено в политическом искусстве, свободные и прямые выборы приведут к победе безответственных демагогов, и в законодательном органе будут заседать по преимуществу адвокаты».

Отчасти Витте угадал: в первой Думе оказалось относительно много адвокатов, но в чем тут, собственно, упрек? Ведь для законодательного органа наличие в своем составе большого числа юристов считается нормальным. Однако смысл реплики премьера здесь в другом: он употребил слово «адвокат» не для обозначения профессии людей, а прозрачно намекнул этим термином на политические взгляды названной категории лиц.

Действительно, в России в то время так сложилось, что самые передовые идеи бродили главным образом в головах правоведов. Всевозможные студенческие выступления и беспорядки, как правило, начинались на юридических факультетах университетов. Видимо, само изучение и занятие правоведением в условиях царского самодержавия, далекого от правового государства, делало человека оппозиционером действующей власти.

Адвокаты, особенно после судебной реформы 1864 года, выступили первым профессиональным отрядом защитников прав народа от произвола администрации. Отсюда и их репутация последовательных «правозащитников». Вспомним, что все лидеры будущей революции и главы послецарских правительств: князь Г. Львов, А. Керенский, В. Ленин — были юристами по образованию.

Поэтому, когда в России в разговоре на политические темы упоминалось слово «адвокат», то чаще всего имелось в виду, что речь идет о представителе либерального направления. Т.е. слова «адвокат» и «либерал» стали синонимами в политическом словаре того времени.

И именно таких «адвокатов» больше всего оказалось в Конституционно-демократической партии. Кадеты и были чистокровными стопроцентными либералами. Они выступали за широчайшие свободы во всех отношениях: в политических, социальных, религиозных, национальных и моральных. Поэтому их лозунги всеобщей толерантности встречали поддержку в различных слоях населения.

И опасения Витте подтвердились: эта партия на выборах в Первую Думу набрала больше всех голосов. Всего они получили 161 мандат — около трети всех мест в парламенте. Всего должно было быть 524 депутата, но реально работали депутаты и в меньшем составе — от 480 человек.

Вследствие неодновременности выборов деятельность Государственной Думы проходила при неполном составе. В ходе работы Думы шло пополнение её состава за счёт представителей национальных районов и окраин, где выборы проходили позже, чем в центральных губерниях.

Если же учесть «прогрессистов», Партию Мирного Обновления и многих националов и беспартийных, поддерживавших кадетов, то оказывается, что кадеты легко могли собирать более 50% голосов за свои законодательные предложения.

Интересно, что полярные политические силы России бойкотировали выборы в I Госдуму. Большевики и эсеры считали участие в выборах отступлением от революционной тактики и не соглашались на «компромиссы с царизмом». Крайне правые вообще были против всей этой затеи с либерально-демократическими выборами и учреждением законодательного органа от народа. Они считали это опасным для устоев самодержавия.

В итоге в I Госдуме не оказалось ни ленинцев, ни черносотенцев. Даже умеренно-правый «Союз 17 октября» получил всего 13 депутатских мест. Зато много мандатов (вначале 107) завоевали «трудовики», представители крестьянства и интеллигенции народнического направления. Позднее из их рядов вышли 10 социал-демократов меньшевиков, образовав самостоятельную группу.

Трудовая группа по численности и влиянию уступала только кадетам, а по аграрному вопросу была явно левее кадетов. Трудовики позиционировали себя как представителей «трудящихся классов народа»: «крестьян, фабрично-заводских рабочих и интеллигентных тружеников».

От национальных меньшинств было избрано 63 представителя. Многие из них голосовали в Думе согласно с кадетами. Таким образом, I Госдума оказалась по партийно-политическому составу преимущественно либеральной и даже довольно левой. Вождь большевиков Ленин сожалел о том, что его партия не приняла участия в выборах. Позднее он признал, что тактика бойкота выборов была «ошибкой».

По социальному и сословному составу депутатами I Госдумы были избраны 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, три преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий. При этом 111 членов Думы занимали выборные должности по земскому или городскому самоуправлению (председатели и члены земских и городских управ, городские головы и старосты гласных).

27 апреля  1906 года депутаты Государственной Думы и члены Государственного Совета собрались на торжественный приём в Зимнем Дворце, где перед ними с речью выступил Николай II: «С пламенной верой в светлое будущее России я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудная и сложная работа предстоит вам. Верю, что любовь к Родине и горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

Однако длительной работы у I Думы не получилось. С самого начала своей деятельности ее депутаты продемонстрировали стремление к самостоятельности и независимости от царской власти.

Уже 5 мая в ответ на тронную речь царя кадеты выдвинули требования отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель для ликвидации земельного голода русского крестьянина.

Трудовая группа выступила самостоятельно и предложила проект ответа гораздо более радикальный, чем проект партии кадетов. В нём очень определённо заявлялась необходимость решить аграрный вопрос передачей земли в руки трудящихся, а политические вопросы — посредством всеобщего и равного избирательного права, с прямым и тайным голосованием.

Всё дальнейшее поведение депутатов I Госдумы показало, что она совсем не вписывалась в представления царской власти о народном представительстве. Николай II и Витте просчитались: Дума оказалась «непослушной» и предлагала такие радикальные реформы, на которые император и его социальная опора — помещики не могли согласиться. «Подвели» царя и крестьяне: они, конечно, в большинстве своем оставались монархистами, но вот помещичью землю хотели заполучить всю, немедленно и даром.

Таким образом, первые парламентские выборы в России, которые хотя и не были всеобщими, прямыми и равными, выдвинули таких избранников от населения, которые отразили все чаяния народа. Депутаты смело и решительно требовали принципиальных реформ государственного строя России.

С такой Думой царское правительство отказалось сотрудничать. 9 июля 1906 года Николай II своим манифестом распустил ее, так как I Госдума, призванная-де «вносить спокойствие в общество», на деле лишь «разжигала смуту». Диалога власти и общества не получилось. I Дума в итоге проработала всего 72 дня.

Однако законодательство о выборах не было изменено, и сразу после роспуска I Думы стали готовиться к выборам во вторую.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 22 июня