Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эпох":
Закон "Об основах организации бытового обслуживания населения в РФ" — один из наиболее одиозных в ранней истории парламентаризма новой России, сравнимый разве что с легендарным законом "О пчеловодстве".
Трудно сказать, что послужило толчком для этой законодательной инициативы, но весной 1997 года группа в составе двух членов фракции КПРФ и двух ЛДПР внесла законопроект "Об основах бытового обслуживания населения в РФ". Все депутаты достаточно известные и вроде бы опытные: Сергей Абельцев, Игорь Братищев, Владимир Лисичкин и Казбек Цику. Рассмотрение законопроекта переносили четыре раза. И вот, наконец, в январе 1998 года Владимир Лисичкин (ЛДПР) представил его Госдуме.
Для начала он воздал хвалу социалистической системе хозяйствования, обеспечивавшей 39 видов бытовых услуг на 14 миллиардов рублей в ценах 1990 года. Затем, как водится, заклеймил приватизацию, которая "наиболее больно ударила по сфере бытового обслуживания": по данным Лисичкина, в 1997 году только 6% объемов бытовых услуг было выполнено по отношению к 1990 году. Он выразил сожаление, что в Гражданском кодексе отсутствуют определения бытовой службы, бытовых услуг, бытового обслуживания населения, а также отсутствует и законодательство в этой области как в субъектах Федерации, так и на федеральном уровне. Данный законопроект и был призван, по словам докладчика, заполнить это "белое пятно".
Каким же образом депутаты намеревались законодательно обеспечить население бытовыми услугами? Например, с помощью главы "Обеспечение права граждан на бытовое обслуживание", вводившей "нормы, которые гарантируют гражданам Российской Федерации получение бытовых услуг всех видов и всех форм". Указывалось на платность оказания этих услуг и на льготы определенным категориям граждан; устанавливался порядок лицензирования и сертификации бытовых услуг, а также управления данной сферой; определялись полномочия федеральных и региональных органов власти в области бытового обслуживания населения; регулировались вопросы ресурсного, имущественного, финансового и кадрового обеспечения. Предлагалось также создать ремесленные палаты, начиная с федерального уровня. И даже их примерный устав приводился.
Содокладчик Владимир Линник (НДР), сделав оговорку, что законопроект нуждается в существенной доработке, заявил, что Комитет ГД по труду и социальной политике его одобряет и просит поддержать.
Однако в выступлениях депутатов прозвучала серьезная критика проекта. Так, Петр Шелищ ("Яблоко") выразил сомнение, что принятием этого закона удастся поднять бытовое обслуживание. "Скорее, мы добьемся поднятия цен на бытовое обслуживание", — отметил он. Что же касается такой новации, как ремесленные палаты, то на тот момент законодательство и так позволяло создавать такие негосударственные и некоммерческие организации. В целом же, по его мнению, "в этом законопроекте прослеживается попытка восстановить систему управления отраслью бытового обслуживания, которая была у нас в прежние времена и которая совершенно не вписывается в нынешнюю экономику и в нынешнюю систему управления".
Виктор Вишняков (ЛДПР) "копнул" более глубоко: Конституция РФ термина "бытовое обслуживание" не содержит. И по логике, эта сфера управляется на уровне субъекта Федерации и входит в его собственное поле правового регулирования. Поэтому федеральный закон здесь не нужен, тем более что понятия основы в Конституции тоже нет.
Депутата поддержал представитель президента РФ Александр Котенков. Он лишь добавил, что в соответствии с законом "Об общих принципах организации местного самоуправления..." сфера бытового обслуживания вообще отнесена к ведению органов местного самоуправления. И федеральный закон здесь не уместен. Одно это уже свидетельствовало, что он обречен на вето.
Тем не менее законопроект "Об основах организации бытового обслуживания населения в РФ" в первом чтении был принят.
Доработка проекта ко второму чтению длилась десять месяцев. В ноябре 1998 года об ее итогах докладывал заместитель председателя комитета ГД по труду и социальной политике Владимир Пашуто (КПРФ). К этому этапу было несколько изменено название законопроекта — добавлено слово "организация", и он стал именоваться "Об основах организации бытового обслуживания населения в РФ". Как заверил докладчик, текст проекта был существенно доработан: уточнен предмет регулирования, устранены противоречия и нормы, дублирующие положения действующего законодательства.
Представленный ко второму чтению вариант предусматривал активное влияние государства на создание рынка бытовых услуг, условий их доступности населению, увеличение видов оказываемых услуг и так далее.
Далее Пашуто зачем-то привел обширные статистические данные: что примерно 80% применяемых технологий могут иметь опасные и очень опасные последствия для потребителя при их нарушении; что при химчистке применяются компоненты, из которых 236 являются ядами; что услуги парикмахерских весьма опасны в санитарно-эпидемиологическом отношении; что 40% сапожников имеют грибковые заболевания и являются потенциальными переносчиками этих инфекций; ремонт бытовой техники чреват поражением электротоком, а телевизоры при отсутствии надлежащего ремонта имеют свойство самовозгорания… Ну и т. д. Видимо, предполагалось, что и эти проблемы должны регулироваться федеральным законодательством.
Владимир Пашуто сообщил о заключении президента РФ, в котором было отмечено, что бытовое обслуживание не упомянуто в Конституции РФ, а следовательно, необходимость в указанном законе отсутствует. Однако депутаты сочли, что "с данным замечанием нельзя согласиться, поскольку Конституция РФ не детализирует весь спектр сферы деятельности, сохраняя за Российской Федерацией установление правовых основ единого рынка". И благополучно проголосовали и за таблицы поправок, и за законопроект во втором, а спустя месяц и в третьем чтении.
В январе 1999 года закон "Об основах организации бытового обслуживания населения в РФ" рассматривал Совет Федерации. Доклад члена комитета СФ по вопросам экономической политики Юрия Медведева был лаконичным и исчерпывающим: настоящий закон не создает достаточных правовых предпосылок для развития бытового обслуживания населения. По ряду причин провозглашенные в нем цели не могут быть достигнуты при его реализации. Причины этого следующие: закон носит декларативный характер, дублирует одни действующие законодательные и нормативные акты и противоречит другим. И наконец, по Конституции вопросы бытового обслуживания населения находятся вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Сенаторы закон отклонили. А в марте он повторно рассматривался Госдумой. Владимир Пашуто, как и следовало ожидать, критически оценил основания, по которым Совет Федерации отклонил закон. Ссылки на несоответствие Конституции РФ он вновь посчитал несостоятельными. Он также высказал предположение, что сенаторы в своем решении "ориентировались на ошибочное мнение о том, что субъекты РФ могут решать профессиональные вопросы организации бытового обслуживания самостоятельно", а это на самом деле не так.
Вопрос "а нужно ли вообще правовое поле в области бытового обслуживания?" в контексте доклада можно считать риторическим. Комитет по труду и социальной политике предложил принять закон "Об основах организации бытового обслуживания населения в РФ" в прежней редакции. Но для преодоления вето Совета Федерации не хватило 16 голосов.
А спустя пару месяцев неожиданным и непонятным образом в повестке дня Госдумы вновь появляется тот же закон с той же формулировкой: в связи с отклонением Советом Федерации. И с тем же докладчиком — Владимиром Пашуто. Он напомнил, что Конституцией РФ этот вопрос не регулируется никоим образом, и "данный закон как раз и предполагал заполнить правовую нишу". А его принятие "позволит не только улучшить качество обслуживания населения, но и уже в один-два ближайших года в два-три раза увеличить объем оказываемых услуг".
Докладчик привел и еще один "веский" аргумент: принятие данного закона в прежней редакции было бы подарком работникам бытового обслуживания России, которые очень его ждут и у которых скоро состоится съезд.
То ли этот аргумент подействовал, то ли депутатов на том заседании было больше, но на этот раз вето Совета Федерации было преодолено 334 голосами.
Однако, как и следовало ожидать, закон "Об основах организации бытового обслуживания населения в РФ" отклонил президент РФ. Для поисков компромисса была создана специальная комиссия.Между тем вторую Госдуму сменила третья, и в сентябре 2000 года вопрос вновь был включен в повестку дня. И вновь докладывал Владимир Пашуто, который с горечью сообщил, что разногласия с президентской командой преодолеть не удалось, поэтому депутаты вынуждены поставить вопрос о снятии данного законопроекта с дальнейшего рассмотрения. И палата поддержала это предложение практически тем же количеством голосов — 348, поставив точку в истории этой псевдоправовой законодательной инициативы.