Выборы 1990 года привнесли в Россию опыт «протестного голосования». Однако наиболее интересными в той кампании оказались не ее результаты, а последствия предыдущих выборов: в эффективности применения полученного на них опыта и соперничали партии с независимыми депутатами, а также законодатели со своими потенциальными сменщиками. О противостоянии между КПСС и «неформалами», а также обеспечивших его важнейших правках в законы рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


В 1989 году в Конституцию Российской Советской Федеративной Республики были внесены принципиальные поправки. Высшим органом государственной власти в республике становился Съезд народных депутатов РСФСР, на котором из состава избранных народных депутатов выбирался Верховный Совет, преобразованный в один из органов Съезда.

Надо сразу отметить, что учреждение съездов народных депутатов СССР и РСФСР в качестве высших органов государственной власти не были изобретением М.С. Горбачева. Скорее, это можно назвать возвращением к ранее испытанной схеме.

Ведь сама советская власть была провозглашена как раз на съезде — на Втором Всероссийском Съезде рабочих и солдатских депутатов. И в дальнейшем, согласно Конституции РСФСР 1918 года и Конституции СССР 1924 года, высшим органом государственной власти в Союзе и России являлись именно Всесоюзный и Всероссийский съезды депутатов.

И только по сталинской Конституции 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года все полномочия съездов переходили к соответствующим Верховным Советам. Видимо, демонстративно порывая со всем прошлым сталинской эпохи, Горбачев и решил, что возрождение съездов будет еще одним шагом к провозглашенной им «демократизации».

Однако съезды народных депутатов, будучи, действительно, довольно демократической по форме структурой, превратились в многодневные и мало конструктивные митинги. Да, на бумаге съезд имел огромные полномочия, но настоящая законодательная работа сосредоточилась в Верховном Совете РСФСР, который стал постоянно действующим органом законодательной власти — парламентом.

Но если мы согласимся с таким выводом, то получается, что реальные законодатели — члены Верховного Совета избирались не путем прямых выборов. Ведь население выбирало 1068 народных депутатов РСФСР, а затем уже они, выступая в роли «выборщиков», формировали Верховный Совет из 257 человек. Однако в официальной прессе и литературе у нас не было принято акцентировать на этом внимание и называть выборы членов Верховного Совета непрямыми, т.е. косвенными или двухступенчатыми.

27 октября 1989 года Верховный Совет РСФСР принял Закон о выборах народных депутатов РСФСР. Они были всеобщими, равными, прямыми, при тайном голосовании.

Бурное обсуждение Закона о выборах народных депутатов СССР 1988 года не прошло бесследно. Законодатель сделал соответствующие выводы и исключил из российского закона наиболее одиозные положения союзного, которые были объектами особо острой критики.

Так, на Съезд народных депутатов РСФСР не делегировались никакие «представители общественных организаций». Все кандидаты на равных должны были пройти горнило предвыборной кампании и альтернативных выборов. Устранялось и положение об «окружных предвыборных собраниях», на которых была возможность для правящей партии «скорректировать» список кандидатов и отсеять неугодных ей. Это «сито» было исключено из российского закона.

Были учтены также другие погрешности и минусы в союзном законе о выборах, поэтому, можно сказать, что российский закон явился более совершенным документом, по сравнению с предшественником.

В ходе предвыборной кампании 1990 года также учитывался опыт выборов 1989 года. Более четко действовали избирательные комиссии в связи с тем, что их деятельность была конкретнее регламентирована нормами закона. Набрались опыта и более подготовленными выступили общественные организации.

Несмотря на то, что существование других политических партий, кроме коммунистической, все еще было запрещено, в этой кампании выступили организации демократической ориентации. Но так как они не были формально зарегистрированы, то не могли выступать в качестве общественных организаций и действовали под другими вывесками.

Эти организации так и назывались в прессе «неформальными», а их члены — «неформалами». Часто это были просто расширенные команды какого-либо кандидата, выступавшего с демократической программой, или группы таких кандидатов-единомышленников.

Именно в ходе подготовки к выборам-90 в Москве появился зародыш будущего мощного политического движения «Демократическая Россия». Вначале это было неформальное объединение кандидатов в народные депутаты РСФСР и групп их поддержки, сложившееся в январе 1990 года. В этот альянс вошли и ранее созданные демократические организации: Московское и Межрегиональное объединение избирателей, Клуб избирателей Академии наук СССР, общество «Мемориал», объединение «Московская трибуна», организация писателей «Апрель», Союз защиты прав военнослужащих «Щит» и другие.

Это движение позиционировало себя как оппозиционное КПСС, но формулировало свои лозунги в рамках действовавшего законодательства. Пожалуй, самым «революционным» и «антиконституционным» лозунгом «Демократической России» и других неформалов было требование изъять из Конституции СССР статью 6, которая законодательно закрепляла монопольное положение одной политической партии — КПСС — в стране.

4 февраля под лозунгами протеста против пресловутой 6-ой статьи Конституции прошли массовые митинги, в Москве в них приняло участие около 200 тысяч человек. И уже в марте 1990 года, сразу после выборов народных депутатов РСФСР, в статью 6-ую Конституции СССР Съездом народных депутатов СССР была внесена принципиальная поправка, в которой упоминаются и «другие политические партии».

Но и центральные органы КПСС и ее местные организации также извлекли опыт из выборов 1989 года и подошли к российской избирательной кампании более подготовленными. Партия проанализировала ошибки и недочеты своих действий в предыдущей кампании и вела себя не так шаблонно и растерянно.

Прежнего настроения «шапкозакидательства» по отношению к кустарным «неформалам» уже не было. Партийные организации отмобилизовались, и кампания 1990 года приобрела характер настоящей политической предвыборной борьбы. Некоторые радикальные неформалы и демократические кандидаты выступали с откровенных антикоммунистических позиций, но репрессиям и преследованиям со стороны властей не подвергались.

Свобода слова реализовывалась в ходе агитационного периода в полной мере, хотя по-прежнему мощно использовался административный ресурс: выдвиженцы от КПСС пользовались поддержкой органов власти, руководителями крупных предприятий, командованием воинских частей.

Однако, «материальный перевес» ставленников правящей партии часто компенсировался «протестным голосованием». Так называлось волеизъявление избирателей, недовольных местными властями и настроенных против власти вообще. При такой ситуации поддержка со стороны властных и партийных органов работала против кандидата от КПСС. Например, огромное количество листовок, агитирующих за провластного кандидата, могло сослужить ему плохую службу.

Видимо, более организованная по сравнению с «неформалами» сила в лице многочисленной партии с мощным аппаратом и неограниченными ресурсами, эффективнее проанализировала опыт предыдущих выборов. И потому КПСС по внешним показателям провела кампанию 1990 года успешно. Если среди народных депутатов СССР было 87% коммунистов, то среди российских избранников — 86%. И это при том, что на этот раз у КПСС не было «забронировано» за собой трети мандатов, как в 1989 году.

Однако для этого времени трудно было подсчитывать расстановку политических сил на российском съезде, исходя только из членства в партии. Среди членов КПСС шло резкое размежевание на «демократов» и «консерваторов». Уже в декабре 1989 года в партии сложилась и сорганизовалась «Демократическая платформа» в КПСС, активными членами которой к весне 1990 года было более 60 тысяч человек. И намного больше членов партии разделяли взгляды активистов «Демплатформы».

Дальнейшее распределение депутатов по фракциям подтверждает наш вывод. Так, если по итогам выборов среди депутатов оказалось членов КПСС 920 человек, а демократов всего 148 (шестикратный перевес), то уже на съезде 205 депутатов записались во фракцию Демократической России, 61 депутат — во фракцию Демплатформы и 55 депутатов создали фракцию «Радикальных демократов».

А если же учесть еще и другие фракции с расплывчатыми и неясными политическими физиономиями, то преобладание ортодоксальных коммунистов выглядит уже не таким многократным.

Сами же выборы-90 прошли в целом без грубых нарушений, обогатили государство и общество полезным опытом, войдя в историю как очень важный шаг на пути построения правового государства на демократической основе.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ 7 сентября