С 1 сентября граждане смогут распорядиться о создании своего наследственного фонда. Соответствующие указания, а также уставные документы для регистрации юридического лица, согласно поправкам в закон, можно будет включить в завещание у нотариуса.
Всё имущество после смерти наследодателя переходит в собственность фонда. Доходы от управления активами можно отправить на выплату любым лицам, указанным в завещании. Права выгодоприобретателя нельзя продать, подарить или передать по наследству.
Эксперты в ходе конференции рассказали о своих опасениях и вероятных сложностях в работе с правовой новеллой, а также обсудили законодательные пробелы наследственного права.
Как у них
Наследственный фонд — попытка законодателя начать применять нормы иностранного наследственного права в России, считает партнер юридической фирмы «Алимирзоев & Трофимов» Илья Алещев. Несмотря на схожесть российской новеллы с иностранными трастами, отечественные «первопроходцы» не смогут проверить её механизмы и рискуют передать наследникам ещё и новые проблемы.
«Во-первых, никто не захочет быть «морской свинкой» и делать из своих наследников пионеров и первопроходцев. Юристам придется дождаться «ухода» первого распорядителя, а во-вторых, нужно увидеть начало администрирования этого фонда. Быстрого появления практики по нему, наверное, не будет», — отметил эксперт в ходе конференции «Семейное и наследственное право: сложные вопросы» ИД Коммерсант.
За границей аналоги наследственных фондов создают бизнесмены и меценаты не только для поддержки своих родственников, но и для общественного блага. Самым известным примером является фонд шведского изобретателя Альфреда Нобеля, который ежегодно выплачивает вознаграждения победителям одноименной премии.
С отсутствием практики и наличием в российском законе «подводных камней» согласилась нотариус, член правления Федеральной нотариальной палаты Александра Игнатенко, которая подробно рассказала о грядущей работе с такими заявлениями и сложностях, на которые стоит обратить внимание правоприменителям и законодателям.
Что будет делать нотариус?
По новым правилам завещание о создании наследственного фонда должно быть удостоверено в 3 экземплярах, напомнила Игнатенко. Нотариус и клиент готовят проекты решений о создании фонда, его устав и условия управления со списком лиц, которых будут для этого привлекать.
Эксперт опасается, что трехдневный срок, за который нотариус должен будет уложиться с регистрацией фонда, применяться не будет из-за невозможности быстро связаться с потенциальными управляющими и получить их согласие.
«Принимая решение о создании фонда, должен быть заложен фундамент для регистрации уже ко дню обращения. Вплоть до места нахождения организации, адреса и иных аспектов. Предусмотрены альтернативные варианты», — добавила Игнатенко.
Неопределенное будущее
Важное отличие российского наследственного фонда от иностранных трастов — создание юридического лица только после смерти наследодателя. По словам эксперта, вопросы могут возникнуть, если уставные документы, составленные сейчас, не будут соответствовать изменениям законодательства в будущем.
«Человек, пишущий завещание, не предполагает завтра умереть. Есть письмо Минюста, и оно справедливо указывает, что, если нотариусом будет подано заявление о регистрации фонда и там не будет всей необходимой информации для таких заявлений, в регистрации будет отказано», — сказала Игнатенко.
Если органы управления фондом не будут сформированы в течение одного года с момента открытия наследства — распределение имущества будет происходить по закону, напомнила эксперт. Это обстоятельство позволяет наследникам мешать волеизъявлению наследодателя, материально заинтересовав будущего руководителя не становиться управляющим.
Фонд на роскошь
Интерес к наследственным фондам будут проявлять обеспеченные люди, поскольку только они смогут позволить себе его содержание, заявил РАПСИ нотариус Илья Радченко.
«Нужно иметь в виду, что содержание фонда будет очень дорогим. Необходимо учесть зарплаты управляющего персонала и необходимость иметь помещение для регистрации фонда. Но интерес владельцев крупных состояний будет всё ещё склоняться к механизмам иностранных трастов», — добавил Радченко.
По мнению эксперта, работа зарубежных аналогов более понятна и запуск их возможен ещё при жизни распорядителя, что позволит ему оценить работоспособность и риски данного предприятия.
«Процедуры будут урегулированы, но важно помнить, что отсутствует механизм исправления ошибок в документах. Конечно, намерено нотариус не будет их делать, поскольку рискует своим личным имуществом, но исключить их нельзя. Если бы наследственный фонд можно было создать при жизни — интерес точно был бы большим и институт был бы востребован», — сказал нотариус.
По словам Радченко, нотариат не будет испытывать сложностей из-за большого количества подобных дел, но востребованность этого института возрастет только после появления практики и окончательного законодательного регулирования отношений.