Большие объемы информации помогают предпринимателям получать представление о поведении людей без проведения сложного статистического анализа. IT, автомобилестроение, медицина, торговля и урбанисты работают с Big data — большими данными.

Анализируя огромные пласты информации, можно попытаться разобраться с тратами клиентов банка, поведением людей в интернете или найти «детские болезни» выпущенного автомобиля, объединив данные о всех поломках определённой модели, собранные автосервисами.

Российские законодатели в октябре предложили поправки в ФЗ «Об информационных технологиях и о защите информации», касающиеся регулирования больших данных.

Эксперты рассказали РАПСИ о своём отношении к законодательной инициативе, о праве людей на анонимность при анализе их поведения и случаях раскрытия диагнозов человека против его воли.


Регуляция Big data

Обезличенные данные о людях не могут являться персональными, а это означает, что можно пренебречь серьезным контролем за ними, считает директор образовательной программы «Цифровизация госслужбы» в РЭУ им. Г.В.Плеханова Игорь Судец.

По словам юриста, экспертный совет по цифровой экономике и блокчейн технологиям Госдумы поддержал законопроект, но предложил дополнить ряд предложений во втором чтении. Собеседник агентства считает, что основная задача законодателя — отделить Big data от персональных данных, а для этого должно быть невозможно идентифицировать пользователя.

«Вопрос в необходимости ограничения выяснения личности путем сопоставления информации из базы данных с иной открытой публичной информацией. Если в базе данных есть столбец — id в Facebook — это дает возможность легко выяснить, о ком именно идет речь», — добавил Судец.

По словам эксперта, подразумевается, что человек, использующий интернет или гаджеты, уже осознает, что отправляемые им данные кем-то могут собираться, следовательно, согласие пользователя не должно требоваться.

Диагноз на расстоянии

Шифрование идентификаторов пользователя (например, IP-адреса — прим.ред.) не всегда гарантирует пользователям реальное обезличивание, рассказал РАПСИ юрист компании EasyLaw Андрей Диденко.

Умело собранные данные, по словам собеседника агентства, могут напрямую вести к потере анонимности пользователя и раскрытию его личности.

«Так, анализируя историю посещения веб-страниц одного пользователя, журналисту в Германии удалось установить, что высокопоставленный представитель власти страдает серьезной болезнью мозга, хотя идентификаторы были изначально зашифрованы. Он подметил закономерности между веб-страницами, которые посетила жертва расследования», — добавил юрист.

Но, по словам собеседника агентства, действительное обезличивание информации не должно накладывать дополнительных обязанностей для бизнеса перед пользователями, которые эксперт усматривает в законопроекте.

Здоровый экономический обмен открытых данных необходим технологическому рынку, считает юрист, но предостерегает законодателя от желания дополнительно нагрузить бизнес.

Личность в опасности

Современные системы анализа Big data позволяют установить уникальный портрет человека, проанализировав его перемещения по координатам мобильного телефона и картинке с уличных камер. «Жертвам» такого анализа предлагается более точная контекстная реклама, нередко пугающая своими «попаданиями в цель».

Данными пользователей мобильных устройств и интернета занимаются специализированные компании. Например, американская Acxiom хвастается наличием 2,5 миллиарда адресов устройств пользователей со всего мира, которые разобраны более чем по 1500 классификаторам. Компания подчеркивает, что сможет спрогнозировать до 80% реакции потребителей на различные товары и бренды.

Помощь мошенникам?  

Информация о пользователях интернета привлекает не только предпринимателей, прикидывающих следующие шаги своего бизнеса, но и частных детективов.

Согласно закону, частные сыщики должны пользоваться только открытыми источниками для осуществления своей профессиональной деятельности. Но невинные, на первый взгляд, данные о пищевых привычках или увлечениях человека для профессионала или мошенника могут раскрыть многое о его личности.

«Понимаете, мы используем открытые данные Instagram, когда мы по геотегам человека или описаниям фотографий можем о нем что-то понять. Мы не можем использовать закрытые базы, в том числе Big data, но это бы помогало вычислять человека или понять, что у него происходит в жизни», — сказал частный детектив Эрнест Асланян.

Преступные элементы, по мнению собеседника агентства, получив в руки анонимную информацию о человеке, могут его идентифицировать или выделить определенную группу для реализации своего преступного плана.

«Вы знаете, есть мошенники, которые звонят случайным людям и говорят: «Мама, я попал в беду!» Соглашается помочь звонящему далеко не каждый, но мошенники смогут получить помощь в установлении личностей людей, например, имеющих автомобили», — считает сыщик.