В Госдуму внесен законопроект, вводящий административную ответственность за распространение в интернете материалов, выражающих «в неприличной форме явное неуважение» к Конституции, государству, официальным государственным символам, органам госвласти РФ и обществу. РАПСИ публикует комментарии экспертов по насущным вопросам, возникшим у пользователей интернета, по этой теме, проиллюстрировав их примерами судебного опыта из разных стран мира по аналогичным законам. 


Почему этот проект появился сейчас

Владимир Александров, адвокат: 

«Введение административной ответственности за публичное неуважение к президенту и другим институтам власти – жизненная потребность сегодняшнего дня. Если сравнивать с зарубежным законодательством, Россия сильно отстает. Важен именно штраф, чтобы человек ответственно относился к своим словам, деньги – это хорошая мотивация выражать мнение в рамках законности и базовых норм этики. Такой закон должен в целом погасить напряжение в нашем обществе. Но и в целом, безнаказанное оскорбление государственных символов и институтов показывает слабость этого государства, что провоцирует на подготовку более серьезных преступлений против него».


Какова задача этого законопроекта

Ольга Рогачева, адвокат АК «Бородин и Партнеры»:

«Появление такого законопроекта вполне логичный шаг законодателя, направленный в том числе на выполнение положений Стратегии национальной безопасности РФ в части совершенствования правового регулирования предупреждения преступности. Она предусматривает необходимость принятия мер для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур».


Насколько корректен законопроект с правовых позиций

Александр Орлов, директор института адвокатуры МГЮА им. О.Е.Кутафина, заместитель председателя комиссии ФПА РФ по этике и стандартам:

«Вопрос об ответственности за распространение недостоверной информации и оскорбительного мнения в интернете очень давно обсуждается, причем это проблема мировая, а мы идем во след того же Совета Европы, который идет во след Америки. Что в жизни, что в интернете должны быть одинаковые морально-нравственные и правовые ограничения, это логично. И, соответственно, юридические последствия этих нарушений должны сопоставляться».

Шота Горгадзе, адвокат:

«В том, что человек должен нести ответственность за свои высказывания, в том числе в сети интернет, я не сомневаюсь и говорю об этом достаточно давно. Сейчас сложилась такая ситуация, что каждый, зарегистрировав несколько ников, может написать все что угодно, про кого угодно. И никто за это никакой ответственности не несет. Такие вещи недопустимы в любом цивилизованном обществе. Но если мама с папой не научили, то придется это делать государству».


Откуда взялась эта идея 

Юрий Самонкин, политолог: 

«Данная инициатива связана с тем, что недавно президент РФ подписал нормативные акты о декриминализации статьи 282 Уголовного кодекса. Информационное пространство сейчас развивается очень активно, поэтому и встал вопрос о реализации новых проектов, защищающих государственные интересы в сети и способных бороться с деструктивными организациями или людьми, которые используют интернет в противоправных целях. В данной ситуации речь идет не о тотальном влиянии государства на информационную политику в сети, а о контроле по противодействию экстремизма».


Не будет ли этот закон использоваться для ограничения критики власти

Алена Адлер, адвокат: 

«Данный законопроект никак не умаляет гарантированную Конституцией свободу слова. Свобода слова – это право выражать свое мнение, высказывать его, но это не означает отсутствие ответственности в случае, если свобода слова переросла в оскорбление, либо клевету».

Шота Горгадзе, адвокат:

«Считаю здесь ключевым указание на критику в неуважительной и уничижительной форме, то есть в корректной форме человек может критиковать, в том числе государство и представителей власти, высказывать свое мнение, никакой административной ответственности за это не наступает. А вот когда человек зубоскалит с использованием ненормативной лексики и унижает страну, в которой живет, то, на мой взгляд, за это должна наступать административная ответственность».


Не слишком ли суровое наказание предусмотрено законопроектом

Иван Миронов, адвокат:

«Штраф вполне приемлемый и не пугающий: чуть больше, чем за незаконную парковку. Я думаю, что это инициатива направлена не на предупреждение критики власти, а на пополнение бюджета за счёт недовольных».


Зарубежная судебная практика

В Германии судебное преследование по статье 90 УК, предусматривающей наказание до 5 лет лишения свободы за публичное оскорбление президента, возбуждается только с одобрения жертвы диффамации. В период между 1990 и 2004 годами такое разрешение было предоставлено дважды. Еще одно было дано в 2011 году президентом Кристианом Вульфом – на преследование блоггера за фотошоп-изображение, где жена президента как бы делала нацистский жест. Вульф в конце концов отозвал разрешение. 

В Нидерландах в июле 2007 года мужчина был оштрафован на сумму в размере 400 евро за оскорбление королевы и иные аморальные комментарии. Там же в 2012 году 26-летний мужчина был арестован на 6 месяцев за оскорбляющие твиты против королевы. 

В 2016 году 44-летний нидерландец турецкого происхождения опубликовал пост в Фейсбуке, где оскорблял нидерландского короля, называя его вором и насильником. Его действия, решил суд, угрожают национальным интересам и установленному Конституцией статусу короля. Мужчину приговорили к 30 дням тюрьмы.

В Турции в марте 2015 года мультипликаторы сатирического журнала Бахадир Барутер и Озер Айдоган оштрафованы на 7 000 лир (почти 87 тысяч рублей) за публикацию комикса, изображающего Эрдогана геем. Им грозило 11 месяцев и 20 дней тюрьмы. Приговор был смягчен благодаря хорошему поведению подсудимых в ходе следствия.

Бывшая Мисс Турция, Мерве Бюйюксарач осуждена на 14 месяцев тюремного заключения за то, что поделилась в Инстаграме сатирическим стихотворением с перефразированными словами национального гимна и намеками на коррупцию президента. 

Первый громкий приговор в Испании по такого рода делам был вынесен в 1981 году главному редактору баскского журнала Punto y Hora de Euskal Herria. Внимание привлекло то, как был освещен визит короля Хуана Карлоса в здание правительства Герники (Страна басков). Главный редактор в заключении провел менее года. 

В Италии в последний раз суд вынес решение о наказании за оскорбление президента республики совсем недавно – в сентябре прошлого года. Речь идет о скандальной истории, произошедшей во время одного из митингов партии «Лига» в декабре 2011 года. Выступая на нем, партийный лидер Умберто Босси назвал тогдашнего президента Италии Джорджо Наполитано бранным словом. В сентябре 2015 года суд города Бергамо признал Босси виновным в оскорблении президента Италии и приговорил его к полутора годам лишения свободы. В январе 2017 года Апелляционный суд Брешии подтвердил обвинительный приговор, сократив срок наказания до одного года 15 дней тюрьмы. От тюремного заключения Босси спасли лишь его преклонный возраст (77 лет) и серьезное заболевание, в связи с чем адвокаты сенатора ходатайствовали о замене лишения свободы на выполнение социально значимых работ.

В 2005 году владелец одного из польских СМИ был оштрафован на 20 тысяч злотых (почти 355 тысяч рублей) за оскорбление совершавшего визит в Польшу Папы Римского. В 2012 году десять месяцев общественных работ получил создатель сайта о президенте Брониславе Коморовском.


Разбор всех актуальных вопросов по теме о защите институтов власти, государственных символов и общества в интернете с экспертными ответами читайте в нашей аналитике

О мировой практике наказаний за оскорбления институтов власти читайте в нашем материале с наглядной инфографикой.