Юристы опровергли возможность внесудебных «цифровых» оперативно-разыскных мероприятий: законопроект Министерства внутренних дел (МВД) РФ о порядке исследования информации из интернета и сетевых хранилищ направлен на закрепление современных методик оперативной работы. К необходимости получения санкции суда отношения не имеет, считают опрошенные РАПСИ эксперты.


«Нет, не надо путать тёплое и быстрое. Речь идёт о правовом закреплении уже существующих методик оперативной деятельности и к необходимости получения санкции суда отношения (в данном виде законопроекта прим. ред.) не имеет… Сейчас при расследовании дел в интернете применяется аналогия с нотариусом: сотрудник МВД или СК РФ осматривает сайты или базы данных, копирует данные, их распечатывает и осматривает в бумажном виде. Теперь, как я понимаю, у данных действий будет единая регламентация, будут применяться современные технические комплексы и единый порядок технических мероприятий. Прогресс должен помогать и следователям тоже», — заявил РАПСИ адвокат и бывший следователь Александр Бурчук.

По его словам, в дальнейшем будет вводиться детальная регламентация данного ОРМ внутренними приказами и будут созданы межведомственные инструкции — для упрощения экспертиз и уменьшения сроков расследования.

«Поймите, данные о предполагаемом преступлении должны поступать на стол эксперта в упорядоченном виде вне зависимости от квалификации следственного работника. На это и направлен законопроект. Я считаю, что унификация исполнительского мастерства даст гражданам больше возможностей отстаивать права и бороться с нарушениями правоохранительных органов. Сейчас любое дело о нарушениях в интернете будет строится на осмотре страниц условного следователя: нет законодательной регламентации, как он должен осматривать страницы, с какого устройства, что он должен указывать в протоколе осмотра, должен ли он указывать свой IP-адрес или нет? Теперь это всё появится во внутренних документов правоохранительных органов», — рассказал Бурчук.

Эксперт не связывает возможное принятие законопроекта с ростом злоупотреблений следственных органов, но отмечает, что конкретные лица могут попытаться злоупотреблять правом, но большого простора для этого не получат. 

Гарантии закона и их применимость

Напрямую поправки не касаются конституционных прав граждан, заявил РАПСИ адвокат и бывший следователь Андрей Гривцов. Он настаивает, что де-юре изменения не повлекут за собой существенные расширения полномочий следственных органов. 

«Я хочу напомнить, что инициатива МВД предполагает внесение изменений только в статью 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В связи с чем действие статьи 8 этого же закона останется неизменным. Согласно её содержанию, все оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных отправлений, требуют наличия судебного решения», — напоминает Гривцов.

Также адвокат подчеркивает, что неоднократно сталкивался с практикой «засиливания» в суде оперативно-розыскного мероприятия, которое проводилось неформально ещё без санкции. В этом случае важен баланс между частными и публичными интересами, а его поддержание ложится на плечи судьи. 

«Получение решения «постфактум», безусловно, снижает роль суда, как гаранта конституционных прав, поэтому подобная процедура и должна применяться лишь в исключительных случаях, не терпящих отлагательств. Если же разрешить правоохранительным органам при каждом ОРМ получать любую информацию, не ограниченную каким-либо следственным интересом, и каждый раз признавать подобные действия законными лишь «постфактум», то на мой взгляд, это еще больше сузит действительные пределы конституционных прав граждан и гарантии их соблюдения, в том числе на тайну переписки, хотя и формально-юридически и на бумаге указанные гарантии останутся неизменными», — заявил адвокат.

Недостижимость абсолютной законности

Общество и следственные органы должны вести открытый и профессиональный диалог о достижении законности и недопустимости ограничения конституционных прав граждан, заявила РАПСИ вице-президент ФПА РФ Елена Авакян. Она считает, что правоохранительные органы в любом обществе будут пытаться увеличить ширину своих полномочий, а граждане, напротив, — пытаться отстоять свои права. 

«Нужно всегда помнить не только о том, что правоохранители пытаются раздвинуть пределы своих полномочий, а общество — не дать затронуть свои интересы. Это данность развитого общества. Мы не должны забывать, что место, где все права максимально защищены — жёлтый дом (психиатрическая больница - прим. ред.). В нём не может ничего случиться и права человека не нарушаются, поэтому общественная дискуссия на эту тему — важна», — говорит Авакян. 

Собеседница агентства считает, что необходимо не только подробно изучить законопроект на стадии общественного обсуждения, но и дождаться его дальнейшей судьбы и внесения доработок, если они потребуются.