Помните, как общественность терялась в догадках по поводу "Летучего Голландца XXI века" - сухогруза Arctic Sea, на борт которого внезапно высадилась неизвестно чья полиция? Затем незваные гости также неожиданно испарились, а вместе с ними – на время испарилось и судно. Его потом видели, то там, то здесь...

Официальная информация появилась гораздо позже. В нейтральных водах Атлантики судно задержал российский военный корабль.

Версий происшествия, между тем, появилось множество. Зритель этой серии «Без срока давности» имеет возможность ознакомиться с правдой об этой истории.

Судно Arctic Sea было приписано к порту города Валетта (Мальта), находилось под управлением финской компании, а 15 человек экипажа были наняты в Архангельске. Страховая стоимость судна – 4 млн. долларов, а перевозил сухогруз древесину стоимостью в 2 млн. евро. Следовал Arctic Sea из Финляндии в Алжир.

Судя по показаниям одного из участников нападения – Клюева (фамилия этого «пирата XXI века» изменена, поскольку он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, и его дело было выделено в отдельное производство) – операция по захвату судна готовилась очень тщательно, и в основном – на территории Прибалтики. Инициатор захвата, чье имя так и осталось за кадром, вложил в операцию значительные средства. Например, каждый участник нападения должен был получить за свои услуги 10 тыс. евро.

Группу тщательно готовили: теоретические занятия с использованием моделей различных судов проходили в одной из средних школ Таллинна, практические – в пригороде эстонской столицы, на полигоне Мяннику. Для того чтобы оценить совместимость участников группы, их вывозили в палаточный лагерь на берегу Рижского залива, чтобы в полевых условиях выяснить психологическую устойчивость каждого к длительному пребыванию в замкнутом пространстве.

Не была обойдена вниманием и техническая сторона вопроса. Помимо плавсредства для нападающих были закуплены оружие, спецсредства (резиновые дубинки и газовые баллончики), а также униформа с надписью "Полиция" на английском языке и черные маски с прорезями для глаз.

Когда все было готово, группа захвата отплыла в сторону побережья Швеции, причем главный в группе поддерживал постоянную связь с заказчиком. Тот давал ориентировку о местонахождении Arctic Sea. Целью было само судно и его груз. Позже пираты в ходе переговоров с владельцами корабля назвали сумму выкупа – 1,5 млн. евро.

Захват судна произошел в лучших традициях кинобоевиков: под покровом темноты группа захвата подошла к кораблю, пробралась на мостик, где дежурил второй помощник капитана. Запугав его, пираты потребовали вызвать сначала главного механика, а потом и капитана судна. Получив под угрозой оружия ключи к аварийной сигнализации и ко всем каютам корабля, захватчики быстро справились с остальным экипажем, избив всех, кто попытался оказывать хоть какое-то сопротивление.

Бандиты увлеклись мелким грабежом кают матросов, и упустили капитана, которому по мобильной связи удалось связаться с Архангельском и сообщить о нападении. Захватчики попытались исправить собственное упущение: поймав строптивого моряка, они вывели его на верхнюю палубу и, пугая выстрелами из оружия, заставили снова связаться с Архангельском и сообщить, что на судно «зашла полиция», которая потом "куда-то исчезла". Отсюда и версия, попавшая в СМИ.

То, как проходили поиски корабля, и по сей день остается секретом. Известно лишь, что российским военным морякам пришлось координировать свои действия с силами НАТО, задействовав не только надводный, но и подводный флот. В ночь с 16 на 17 августа 2009 года пропажа, направлявшаяся в тот момент к Островам Зеленого Мыса, была обнаружена российским военным судном "Ладный".

Штурма не потребовалось. Пираты поняли, что проиграли, поэтому отпустили экипаж добровольно. Клюев, сотрудничавший со следствием и выполнивший все условия досудебного соглашения, получил срок ниже низшего предела по статье 227 УК РФ – пять лет колонии строгого режима.

Его подельники, со следствием не сотрудничавшие, будут находиться за решеткой еще от 10 до 15 лет.