Верховный суд РФ запретил следствию отказывать защитникам во вступлении в дело из-за отсутствия возможности удостовериться в согласии на это обвиняемого, который находится в розыске. Высшая инстанция отмечает, что адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. При этом никто не вправе требовать от него дополнительных документов.


Суть спора 

«В соответствии с частью 4 статьи 49 УПК РФ адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. При этом никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления иных документов, кроме ордера или доверенности, для вступления адвоката в дело», - говорится во втором обзоре судебной практики за 2020 год Верховного суда.

ВС приводит в пример разбирательство, в котором заместитель начальника отдела Следственного управления отказал адвокату во вступлении в дело в отношении обвиняемого в мошенничестве.

«Постановление об отказе мотивировано тем, что в связи с нахождением (обвиняемого) в розыске и ввиду информации о его нахождении на территории иностранных государств органы следствия лишены возможности удостовериться в согласии обвиняемого на участие в деле в качестве защитника адвоката», - сообщает ВС.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций оставили без удовлетворения жалобу адвоката на это решение следователя.

Суды сочли, что для допуска адвоката к участию в деле, кроме удостоверения и ордера, ему следовало представить доказательства согласия обвиняемого на его участие в деле в качестве защитника, поскольку ни органы следствия, ни суд не могут установить факт принадлежности фигуранту подписи в документах − в заявлении и ходатайстве, выполненных от его имени.

Однако Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда отменила эти решения.

Позиция ВС 

Защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого (часть 1 статьи 50 УПК РФ).

Указанная статья, таким образом, закрепляет процедуру приглашения защитника, а не порядок допуска его к делу, отмечает ВС.

Он напоминает, что адвокат вступает в уголовное дело в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера (часть 4 статьи 49 УПК РФ).

Согласно нормам закона «Об адвокатской деятельности» никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления иных документов для вступления в дело, указывает ВС.

«Выполнение процессуальных обязанностей защитника предполагает наличие у него ордера на ведение уголовного дела конкретного лица и не ставится в зависимость от усмотрения должностного лица или органа, в производстве которых находится дело. Следовательно, действующее правовое регулирование закрепляет уведомительный, а не разрешительный порядок вступления адвоката в дело», - подчеркивает высшая инстанция.

Алиса Фокс