Трибунал рассмотрел громкое дело о жестоком массовом убийстве политических арестантов, поднявших восстание против адмирала Колчака. В приговоре утверждается, что белогвардейцы вывезли 31 заключённого на ледоколе на Байкал и, предварительно оглушая арестантов, выбрасывали их тела в воду. Несмотря на признание подсудимых виновными в чудовищном и бесчеловечном преступлении, суд находит возможным освободить одного из фигурантов от высшей меры наказания: трибунал счёл, что бывший белогвардейский офицер ещё молод и имеет все шансы исправиться, в связи с чем ему заменили расстрел на 3-летнее заключение. 

Дело также примечательно провальной попыткой наладить правовое сотрудничество советской власти и стран Антанты: Европа обещала России содействовать в расследовании и выдать пособников преступления, но вместо этого, напротив, помогла соучастникам скрыться.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 11 января 1921 года.*


Дело о зверском убийстве рабочих

Кассационный трибунал В. Ц. И. К. под председательством тов. П. А. Красикова рассмотрел кассированное дело иркутского губревтрибунала об убийстве 31-го политического арестованного, увезённых в декабре 19 г. во время восстания в гор. Иркутске против власти Колчака на озеро Байкал на пароходе «Ангара» и там зверски убитых. 

Дело это, помимо своей жестокости, обращает на себя внимание ещё тем, что в расследовании его принимали участие представители Антанты, обещавшие выдать всех виновников убийства и не только не исполнившие этого обещания, но, напротив, содействовавшие сокрытию преступников.

Существо дело вкратце таково:

Бывший начальник гарнизона комендант ст. Байкал штабс-капитан Кирилл Годлевский, бывш. капитан Федор Колчин, начальник штаба ген. Сычева Борис Люб и офицер Чёрных-Рашевский вечером 6-го января 20 г. на ст. «Байкал», на ледоколе «Ангара», по предварительному между собою соглашению, зверски лишили жизни увезённых из гор. Иркутска агентами бывш. правительства Колчака, арестованных в дни восстания против этого правительства в числе 31-го человека, ударяя колотушкой по голове и сбрасывая в воду с ледокола на ходу, после чего поделили между собой принадлежащие убитым вещи.

Иркутский трибунал постановил: Годлевского, Колчина, Люба и Чёрных-Рашевского объявить врагами трудового народа и применить к ним высшую меру наказания - расстрел, но в отношении Чёрных-Рашевского трибунал, приняв во внимание его молодость, невежество и возможность исправления, заменил ему высшую меру наказания содержанием под стражей до окончания Гражданской войны.

Этот приговор трибунала осуждёнными к расстрелу Годлевским, Колчиным и Любом был кассирован в кассационный трибунал В. Ц. И. К., причём жалобы Колчина и Годлевского Иркутский губревком не пропустил и приговор в отношении этих лиц был приведён в исполнение 28-го августа 20 г. Жалоба же Люба была пропущена и направлена в кассационный трибунал В. Ц. И. К.

Кассационный трибунал В. Ц. И. К., усматривая безусловную опасность и вред такого гражданина, как Люб, для Советской республики (бывш. офицер белогвардейской армии), безусловно преданного белогвардейским генералам и их стремлениям, постановил: приговор Иркутского трибунала в отношении Люба целиком и полностью утвердить, без применения к нему амнистии от 7-го ноября 1920 г., согласно п. 4-го этой амнистии. В отношении же осужденного Чёрных-Рашевского в порядке применения к нему амнистии от 7-го ноября 20 г., заключение до окончания Гражданской войны заменить трехлетним тюремным заключением. 

Дело в настоящий момент находится в Президиуме В. Ц. И. К., куда оно направлено согласно поданного Любом прошении о помиловании. 

(Известия ВЦИК) 

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены