Верховный суд РФ начал отменять штрафы для нарушителей режима самоизоляции, с которых не успели снять деньги до отмены мер, направленных на противодействие распространению COVID-19.

Признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность, влечёт прекращение административного дела, а закон, смягчающий или отменяющий ответственность за правонарушение имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, в отношении которого постановление о назначении административного наказания не было исполнено (части 2 статьи 1.7 КоАП), поясняет высшая инстанция.


Суть дела 

Верховный суд РФ изучил дело жителя Татарстана, оштрафованного на 1 тысячу рублей за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности (часть 1 статьи 20.6.1 КоАП).

Суд указал, что в марте президент республики выпустил распоряжение о введении режима повышенной готовности, а Кабинет министров с 30 марта 2020 года для улучшения эпидемиологической обстановки обязал граждан не покидать местожительства без острой необходимости, связанной с экстренной (медицинской помощью или приобретением товаров, работ и услуг, либо выгулом домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от дома, или выноса мусора). При наличии специальной справки от работодателя разрешалось передвижение по территории республики. 

Согласно материалам дела, привлекаемый к ответственности 23 апреля в 22.45 находился на улице, при этом у него не было уважительных причин для нарушения режима самоизоляции. В связи с чем Чистопольский городской суд признал его виновным, а Верховный суд Татарстана и Шестой кассационный суд общей юрисдикции поддержали это решение.

Позиция ВС

Высшая инстанция сочла, что принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.

Статьей 54 Конституции гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, напоминает ВС. 

Признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, влечёт прекращение административного дела (пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП), указывает высшая инстанция. 

Закон, смягчающий или отменяющий ответственность за правонарушение имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (части 2 статьи 1.7 КоАП), поясняет ВС. 

«Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания», - уточняет ВС.

Согласно материалам дела, постановлением Кабинета министров Татарстана от 10 мая 2020 распоряжение, касающееся мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции, признано утратившим силу. 

Таким образом, утратили силу и положения мартовского постановления устанавливающие обязанность граждан не покидать места проживания (пребывания). При этом к моменту отмены режима самоизоляции постановление о назначении административного штрафа не было исполнено.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса, указывает ВС. 

«Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) №3, утвержденном Президиумом ВС 17 февраля 2021 года (вопрос №22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным госорганом субъекта РФ и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 КоАП, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса)», - поясняет ВС.

Алиса Фокс