МОСКВА, 6 мая - РАПСИ. Защита Веры Трифоновой, скончавшейся в СИЗО "Матросская тишина", намерена требовать привлечения к уголовной ответственности начальника следственного изолятора Фикрета Тагиева и судьи Одинцовского горсуда Ольги Макаровой, вынесшей решение о продлении ареста Трифоновой, заявил в четверг на встрече с журналистами адвокат Владимир Жеребенков.

Трифонова, обвинявшаяся по статье о мошенничестве, 30 апреля 2010 года скончалась в палате интенсивной терапии хирургического отделения больницы СИЗО "Матросская тишина". Признаков насильственной смерти обнаружено не было. По информации УФСИН, Трифонова поступила в больницу с диагнозом "сахарный диабет, диабетическая нефропатия и хроническая почечная недостаточность".

В настоящее время уголовное дело по части 2 статьи 293 (халатность) УК РФ возбуждено в отношении следователя управления СКП РФ по Московской области Сергея Пысина, который вел дело Трифоновой.

Адвокат Жеребенков сообщил, что будет добиваться привлечения Пысина не за халатность, а за злоупотребление должностными полномочиями по статье 285 УК РФ. Санкция за халатность предусматривает до пяти лет лишения свободы, злоупотребление заказывается десятилетним заключением.

"В отношении Тагиева мы будем требовать привлечения за злоупотребление, также как и в отношении судьи Макаровой, которая не только злоупотребила полномочиями, но и вынесла заведомо неправосудное решение", - сказал Жеребенков.
Статья 305 УК РФ (Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта ) предусматривает до десяти лет лишения свободы.

По словам адвоката, свое решение о продлении ареста Трифоновой до 16 июля судья принимала на основе двух справок от следователей - о стабилизации состояния здоровья обвиняемой и о том, что якобы ее подельники планируют препятствовать продлению содержания ее под арестом, привлекая в том числе и СМИ.

В результате, как отметил Жеребенков, до последних минут жизни Трифоновой говорили, что ее состояние стабильно. Хотя сама женщина передвигалась в инвалидном кресле и жаловалась, что не может спать из-за жидкости в легких.

"Тюрьмы существуют для процессуальных действий, а не для пыток", - заключил адвокат.

РАПСИ пока не располагает официальным комментарием от СИЗО и судьи.

Член Общественной палаты (ОП) Александр Брод в свою очередь сообщил журналистам, что жалобы на жестокие условия содержания под стражей людей, чья вина еще не доказана, поступают "постоянным потоком".

"СИЗО превратился к карательную машину, устраняющую неугодных людей", - отметил Брод, обобщая доводы, содержащиеся в этих сообщениях. Он напомнил, что по официальным данным, в минувшем году в следственных изоляторах умерли 500 человек.

О похожей ситуации со своим подзащитным на пресс-конференции также рассказала адвокат Марина Русакова, представляющая интересы гражданина Латвии Григорийса Спекторса, обвиняемого в мошенничестве на 18 миллионов рублей и экстрадированного из Нидерландов. По ее словам, Останкинский суд Москвы уже начал процесс по делу Спекторса, однако заседания не могут продолжаться из-за его состояния здоровья.

"Медики свидетельствуют о том, что ему в таком состоянии осталось несколько недель, при этом судья Сергей Костюченко принял решение об отложении последнего заседания на 1 июня в связи с очередным отпуском", - сказала Русакова.

Она полагает, что гибель ее 62-летнего подзащитного, страдающего обостренным сахарным диабетом, атеросклерозом сосудов головного мозга и другими тяжелыми заболеваниями, повлечет за собой "громадный международный скандал". "Причем это будет вина не государства, а отдельных людей", - отметила адвокат.

Ранее адвокат Виталий Сухомлинов сообщал РАПСИ, что Басманный суд Москвы продлил еще на три месяца срок содержания под стражей 60-летней Елене Латышевой, которая обвиняется в мошенничестве на 63 миллиона долларов. Таким образом суд удовлетворил ходатайство следствия о продлении до 28 июля ареста женщине, которая по состоянию здоровья может принимать участие в судебно-следственных мероприятиях только с транспортировкой на носилках.