МОСКВА, 7 сен — РАПСИ. Необходимо внесение изменений в законы «О концессионных соглашениях» и о государственно-частном партнерстве (ГЧП), считает руководитель департамента правового сопровождения проектов IPT Group Артем Коломаров.

Такое мнение эксперт высказал, комментируя решение ФАС РФ, которая признала необходимость аннулировать результаты конкурса на заключение концессионного соглашения по строительству дороги Стерлитамак – Магнитогорск в Башкирии. Антимонопольная служба посчитала, что нельзя финансировать концессию полностью за счет бюджета.

По мнению эксперта, если строго следовать букве закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», антимонопольный орган прав. В частности, часть 13 статьи 3 этого закона предусматривает, что концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения. Аналогичный подход к финансированию проекта ГЧП публичным партнером заложен, по информации Коломарова, и в части 3 статьи 6 закона N224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Оба основополагающих законодательных акта в сфере государственно-частного партнерства в РФ в действующей редакции не предусматривают 100% бюджетное финансирование проектов государственно-частного партнерства, отметил эксперт. Целесообразно внесение соответствующих изменений в вышеуказанные законодательные акты, что, по мнению Коломарова, особенно актуально для реализации проектов ГЧП в отношении объектов, не предполагающих взимание платы за их использование с конечных потребителей и не генерирующих доход, достаточный для возврата частным инвестором вложенных инвестиций (объекты здравоохранения, культуры, спорта, социальной сферы).

Практика ГЧП в России строится в большей степени на концессионных соглашениях, добавляет маркетолог-аналитик IPT Group Оксана Каплина. По оценкам IPT Group, на данную форму приходится порядка 70-80% реализуемых проектов. «Запрет на 100%-ное бюджетное финансирование «развернет» ГЧП-проекты в сторону активного поиска альтернативных источников финансирования», - сказала эксперт.

Исследование IPT Group показало, что в 2015-2016 годах с проблемой отсутствия частных инвесторов в ГЧП сталкивалось 58% опрошенных субъектов РФ. «Не последнюю роль здесь играет и сомнительная готовность финансового сектора (банки, НПФ, страховые компании) к долгосрочным инвестициям. Видимо, наиболее острая проблема 2016 года войдет в топ сдерживающих факторов и 2017 года», — рассказала Каплина.