МОСКВА, 13 сен – РАПСИ, Диана Гуцул. Правоохранительные органы должны мгновенно реагировать на противоправные действия, которые совершаются противниками выхода фильма Алексея Учителя «Матильда», чтобы не допустить более тяжких последствий возникшей ситуации, считают адвокаты, опрошенные в среду РАПСИ.

Министр культуры РФ Владимир Мединский, комментируя ситуацию вокруг фильма, попросил правоохранительные органы обеспечить соблюдение законности, жестко пресечь давление на государство и кинобизнес со стороны распоясавшихся «активистов» с их общественно опасными методами навязывания своих убеждений. Об этом говорится в заявлении министра.

Культурный терроризм

Адвокат Алексей Мельников сразу отметил, что впервые согласен с каждым словом министра.

«Сейчас речь идет о том, что те факты преступных действий, которые уже имеют место, должны быть расследованы. И те действия, которые являются административными правонарушениями, должны быть наказаны: если кто-то кому-то мешает входить в кинотеатр — это хулиганство; если начинают бить — это уже переход в уголовную плоскость. Органы внутренних дел должны обеспечивать общественный порядок, это как раз пресечение действий, нарушающих права граждан. Возможно, должны быть взяты под охрану кинотеатры, где идет показ фильма. Но главное, еще раз подчеркну, уже сейчас должны быть привлечены к ответственности те, кто занимается «культурным терроризмом». Нельзя создавать атмосферу страха, никто не должен отказываться от совершения абсолютно законных действий только потому, что кому-то что-то не нравится. Это уголовное правонарушение. А так называемым борцам за нравственность могу просто пожелать не посещать этот кинопоказ, если не хочется», — сказал Мельников.

Его коллега Игорь Зубер также напоминает, что МВД должно охранять правопорядок, как это положено в соответствии с законодательством. «Поэтому, если есть основания полагать, что совершено какое-то правонарушение, сотрудники полиции должны на это реагировать. Это ведь даже банально как-то. Они должны реагировать на все такие происшествия, о которых сейчас говорят из-за ситуации вокруг фильма. В соответствии с УПК, любые сообщения, в том числе в СМИ, любая информация о преступлении должна быть проверена. На любые возможные неправомерные действия должна быть жесткая реакция, чтобы потом, не дай бог, не произошло ничего более страшного. Спускать с рук такое нельзя», — говорит Зубер.

Показательный процесс

Адвокат Рубен Маркарьян рассказал РАПСИ, что его автомобиль был припаркован в 20 метрах от машин, которые на днях были подожжены в центре Москвы из-за выхода фильма «Матильда». «Можно сказать, что я тогда же впервые об этом фильме услышал. Я уверен, что во власти МВД не возбудить дело об умышленном повреждении имущества по статье 167 УК РФ, которая предусматривает до 5 лет лишения свободы. Люди, которые идут на такое преступление, наверняка уверены, что им все сойдет с рук: наказание ни о чем, за первый раз можно рассчитывать на условное. Поэтому, я думаю, государство может позволить себе такую роскошь как 205 статья УК РФ (террористический акт), по ней предусмотрено уже до 20 лет и это уже неприятно. То есть вот эти люди, которые творят это все, должны понять, что еще один такой поджог — и прилетит до 20 лет», — считает Маркарьян, уточняя, что поджоги осуществляются, чтобы заставить государство что-то сделать, а это «однозначно 205-ая статья».

Адвокат Владимир Жеребенков напоминает МВД, что оно должно реагировать на любые проявления противоправных действий. «Очевидно, что причиняется ущерб законным интересам граждан, нарушаются их права, совершаются хулиганские действия, звучат реальные угрозы. Причем угрозы были давно, и обстановка длительное время нагнеталась, но МВД никак не реагировало на происходящее. Когда есть основания подозревать, что есть вероятность нарушения закона, у правоохранительных органов есть гласные и негласные методы (наблюдение, прослушка — целый комплекс оперативных действий). Есть понятие профилактики и предупреждения преступлений, комплекс мер у МВД широкий, но он почему-то не применялся. Поэтому Мединский, безусловно, прав. И вот эту ситуацию допустило МВД, судя по всему. Сейчас, в первую очередь, надо выяснить, кто совершил эти противоправные действия, провести оперативно-следственные мероприятия и привлечь людей к ответственности», — сказал Жеребенков.

Политический жест

В свою очередь, Андрей Орлов считает, что «и без призывов должны быть надлежащие правовые последствия того, что мы наблюдаем». «Должны мгновенно возбуждать соответствующие дела: уголовные или административные. Это будет знак для страждущих, желающих себя проявить в это время. Они должны увидеть, к каким последствиям привели их «коллег» такие противоправные действия, и сделать правильные выводы», — заключил Орлов.

А Руслан Коблев заявление министра воспринимает как политический жест и считает, что МВД никак не должно реагировать на него. «Правоохранительные органы и так проводят проверки по фактам, которые были. Если бы были основания, уже давно были бы возбуждены дела. Дополнительно каких-то обращений министров для этого не требуется. Мединский сказал очевидный факт, тут нет новости. Ему бы я посоветовал более тщательно выбирать проекты, которые финансирует государство. Это мое частное мнение», — сказал адвокат.