Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

7 марта Музыкальный Коллектив Петра Налича выиграл национальный отборочный конкурс "Евровидения-2010", финал которого состоится в Осло. Успех первым российским звездам Youtube принесло телефонное голосование, из-за которого на протяжении ряда лет не раз возникали скандалы и звучали обвинения в мошенничестве.

Бизнес и ответственность

Телефонное голосование – весьма прибыльный бизнес, успешно освоенный российским телевидением. Один голос, отданный с помощью СМС или телефонного соединения, стоит зрителю более 35 рублей. Собранные деньги распределяются между операторами сотовой связи, телеканалом и контент-провайдером, занимающимся обработкой СМС.

Симптоматично, что организаторы нынешнего голосования нигде не афишируют его результаты в абсолютных величинах, оперируя лишь процентными долями. Так что подсчитать их доходы пока невозможно, очевидно одно – это сумма порядка нескольких сотен тысяч долларов.
Однако нас интересует не капитализация чувств поклонников российских поп-коллективов, а возможности для мошенничества, которые предоставляет телефонное голосование. Известно много доказанных случаев манипуляций со зрительскими голосами, еще больше слухов той или иной степени достоверности.

Речь идет не только о моральной ответственности организаторов, как в случае проекта "Имя России", организаторы которого аннулировали сотни тысяч голосов, отданных в поддержку кандидатур Сталина и Ленина. Искажение результатов голосования на "Евровидении" вполне могло бы грозить уголовной ответственностью – поскольку оно лишает зрителя оплаченной им услуги.

Голосование по-русски

Впервые тема телефонного голосования на "Евровидении" начала широко дискутироваться в России в 2005 году. После отборочного конкурса поклонники самых разных исполнителей жаловались в СМИ, что не могли проголосовать за свою любимую группу ни со стационарного, ни с мобильного телефонов, ни даже с помощью СМС.

Организаторы тогда списали все на технические неполадки – а именно на ограниченную емкость телефонных линий, не выдержавших критического объема соединений и автоматически отсеивавших лишние.

Искренность телевизионщиков вызывает определенные сомнения. Дело в том, что организаторы конкурса тогда также отказались публиковать результаты голосования в абсолютном выражении, хотя это общепризнанная практика "Евровидения". Кроме того, сама технология голосования была устроена странным образом. Конкурсанты выступали сначала для Урало-Сибирского региона. Для Центрального же региона они выступили только после того, как результаты голосования азиатской части страны стали известны редакции.

Поклонники различных популярных групп, показавших высокие результаты в Сибири и на Урале, утверждают, что не могли проголосовать за понравившегося исполнителя, когда конкурс продолжился в европейской части России. Телефонные номера в поддержку групп "Звери" и А sortie, Димы Билана и Reflex определялись как недействительные. В то же время, по словам многочисленных блоггеров, без затруднений можно было проголосовать за Наталью Подольскую, которая подписала контракт с Первым каналом на тур "Фабрики звезд 5".

Многие зрители в зале, где проходил конкурс, утверждали, что в тот момент, когда таблица с результатами голосования появилась на экране, Билан был на первой строчке, но спустя долю секунды там оказалась Подольская.

Подать в суд на Первый канал предлагал телезрителям известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Сам он убежден в факте фальсификации телефонного голосования. По словам Троицкого, во время просмотра выступления участников конкурса в компании 10-12 известных людей, куда его пригласил шоумен Андрей Малахов, он ни разу не слышал имени Подольской в качестве достойной претендентки на победу. Однако "парочка очень известных журналистов и композиторов" заверили его, что победит именно она.

Тема фальсификации телеканалами итогов голосования, как способа продвижения своих протеже на "Евровидение", широко обсуждалась и раньше. Например, в 2004 году в Стамбуле Россию представляла малопопулярная выпускница "Фабрики звезд" Юлия Савичева.

Руководство Первого канала утверждало, что артистка честным образом была избрана беспристрастным жюри из трех тысяч претендентов. Такой выбор привел к падению зрительского интереса к самому конкурсу. Что не могло не сказаться на рекламных доходах. Видимо, поэтому голосование жюри было заменено на народное телефонное голосование.

Тем не менее, обвинения в мошенничестве продолжали поступать. Последний громкий скандал произошел ровно год назад, когда продюсер Валерии Иосиф Пригожин заявил, что голосование зрителей на российском отборочном конкурсе "Евровидение-2009" сфабриковано. Так он отреагировал на победу в российском отборе украинки Анастасии Приходько.

Пригожин утверждал, что накануне голосования его уговаривали снять кандидатуру Валерии с отборочного конкурса. О фальсификации результатов, по словам продюсера, свидетельствует и то, что "еще до объявления победителя отдельно Приходько вывели в комнату и подготовили ее к выходу".

После победы Димы Билана и проведения финала "Евровидения-2009" в Москве, зрительский интерес к конкурсу в этом году должен неизбежно упасть. Чтобы последствия падения были не столько болезненны для рекламодателей, видимо, и было решено отдать победу в этом году "выходцу из Интернета" Петру Наличу.

Нет никаких сомнений, что любимец "офисного планктона" и Интернет-гиков победил совершенно чисто. Напомним, только его первый видеоролик Gitar в 2007 году смотрели более 70 тысяч интернет-пользователей в день. Без всякой поддержки теле- и радиопродюсеров он в скором времени начал давать аншлаговые концерты на самых разных площадках Москвы и стал одним из наиболее востребованных артистов на корпоративах.

Участие Налича в отборочном конкурсе "Евровидения" позволило телепродюсерам хоть и с опозданием, но все же монетизировать народную любовь к непрофессиональному певцу. Отсутствие именитых конкурентов превратило телефонное голосование в формальность, а финал "Евровидения-2010" для российских рекламодателей – в аппетитное мероприятие: аудитория Налича относится к наиболее активной потребительской группе в нашей стране.

Способы фальсификации голосования

И все же национализировать скандалы, связанные с подтасовкой результатов телефонного голосования, у нас никак не получится.

Только в этом году организаторы уже двух национальных отборочных конкурсов "Евровидения" стали объектом для обвинений в мошенничестве.

В середине февраля поклонники армянского дуэта Эмми и Миграна собрались в центре Еревана у здания Оперы, чтобы поддержать своих кумиров и выразить протест победе Евы Ривас.

Эмми и Мигран даже планируют оспорить результаты конкурса в суде. Они не могут понять, как никому не известная в Армении уроженка Ростова Ривас могла набрать большое количество голосов. Предположительно ее песня была выбрана по политическим мотивам: ее текст содержит намеки на Геноцид армян в Османской империи 1915 года.

Второй скандал произошел на этих выходных в Молдове. Паша Турку, как утверждают местные обозреватели, самый популярный в Европе молдавский певец, занял на конкурсе лишь пятое место. Противостояние певца и судей вылилось в открытый конфликт: в конце выступления подтанцовка Турку подняла две таблички с цифрой "0" – такую оценку они выставили судьям.

Другой громкий скандал разгорелся в еще одной бывшей советской республике – Белоруссии в ходе отбора участника на "Евровидение-2004". В то время как официальные результаты телефонного голосования показывали в прямом эфире местного телевидения и ведущий поздравлял с победой дуэт "Александра и Константин", на сайте РО Белтелеком (отвечающей за техническую часть голосования) появились цифры, демонстрирующие победу Натальи Подольской – с 14506 голосами. По телевидению сообщалось, что она набрала лишь 2163 голоса.

Еще более интересный случай произошел в Болгарии в 2005 году. Во время финала национального отборочного конкурса певцы Слави Трифонов и Софи Маринова вместо выступления обвинили организаторов в фабрикации голосования в пользу группы "Каффе". Некоторые другие исполнители присоединились к протесту, но исполнили песни полностью.

По словам Трифонова, было куплено огромное число СИМ-карт, несколько сотен людей использовали их и голосовали за необходимого им участника. За несколько дней до концерта, пока шло голосование, "Каффе" набрали только 3000 голосов, однако в последний день они начали получать по 10-12 тысяч голосов каждый час, получив до начала концерта более 60000 голосов.

Впрочем, болгарский сотовый оператор МобилТел заявил, что лишь малое число голосов поданных за группу "Каффе" было сделано с одинаковых номеров, и даже исключение этих голосов не помешало бы группе одержать победу на конкурсе.

Претензии к телевидению по поводу организации телефонного голосования предъявляют и жители западноевропейских стран. Например, в том же 2009 году, испанский телеканал TVE не показал полуфинал в прямом эфире, вместо голосования зрителей свой выбор сделало жюри. А в Норвегии тогда же не были вовремя подсчитаны телефонное и СМС-голосование - засчитали только голосование жюри.

Вопрос национальной безопасности

Незаконные манипуляции с результатами телефонного голосования, безусловно, не ограничиваются банальной подтасовкой результатов.
Например, азербайджанская полиция в 2009 году весьма успешно сумела использовать эти результаты в своих целях. Правоохранительные органы Азербайджана получили от местных телефонных компаний подробную информацию по распределению голосов абонентов. После этого полицейские допросили 43 жителей страны, отдавших свои голоса за кандидатов из Армении - певиц Ингу и Ануш.

Скандал разгорелся, когда житель Азербайджана Ровшен Насирли рассказал в эфире радиостанции, как ему в МВД объяснили, что голосование на "Евровидении" - "это вопрос, связанный с национальной безопасностью".

"Что, у тебя нет своей нации? Почему проголосовал за Армению", - спросили меня и заставили написать объяснительную", - сообщил Ровшен Насирли.

Интересно, что при этом телевидение Азербайджана во время трансляции финала конкурса "Евровидение-2009" вовсе не показывало номера телефона, по которому можно было отдать свой голос за конкурсанта из Армении.

Голосование жюри

При всех вышеописанных и множестве менее существенных проблемах и недостатках телефонного голосования, его альтернатива (голосование экспертов) представляется гораздо большим злом.

В 2002 году норвежская газета Dagbladet обвинила делегации Кипра, Македонии, Греции, Хорватии, России, Мальты и Румынии в нечестной игре на конкурсе. Издание написало, что на таллинском "Евровидении" эти страны договорились поделиться друг с другом высокими оценками.

Если посмотреть на таблицу распределения голосов за любой год это обвинение не кажется таким уж беспочвенным. Взять, к примеру, выступление Румынии на том же Евровидении-2002, вызвавшее негодование также и у шведов, чей исполнитель набрал столько же баллов, что и румынский "аутсайдер".

Румыны обменялись с Македонией максимальными баллами. Россия послала Бухаресту 12 баллов - румыны ответили Москве десяткой. Кипр выставил восемь - и Румыния вернула острову столько же. Семерка пришла из Турции - и Румыния послала в ответ семерку. Удивительные совпадения, если учесть, что результаты должны были быть подведены в одно время.

Как результат, в 2007 году в странах Западной Европы развернулась кампания против блокового голосования, благодаря которому две трети финалистов и тройка лучших исполнителей на конкурсе в Хельсинки были представителями стран бывшего СССР или Югославии.

Представитель австрийской телекомпании ORF заявил, что победителя теперь определяет "не качество песни, а страна происхождения", из-за чего Австрия решила не участвовать в конкурсе в 2008 году.

Интересно, что с аналогичными претензиями годом ранее выступала Россия, объяснившая поражение Димы Билана финской группе Lordi протестным голосованием стран-участниц конкурса, не желавших видеть российских исполнителей на международной сцене.

Будьте внимательны

Впрочем, поражение любимого исполнителя на конкурсе популярных песен – не самое страшное, что может случиться в жизни. Гораздо неприятнее стать жертвой профессионального телефонного мошенника. Будьте внимательнее, отвечая на предложения по телефону. Например, сообщение со следующим призывом: "Пошлите СМС на номер такой-то, чтобы поддержать наших на Евровидении!" не только не поможет Петру Наличу в Осло, но и может оставить вас без средств на счете телефона.