Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

В результате второго взрыва на шахте «Распадская» в Кемеровской области погибли 19 спасателей. Он произошел 9 мая в 04.06 по местному времени – через четыре часа после первого взрыва, и был значительно сильнее его. Этот вопиющий и экстраординарный случай может свидетельствовать либо о непрофессионализме самих спасателей, либо о преступном нарушении их прав.

"Отделения горноспасателей, которые идут первыми - это отделения разведки, и они идут в неизвестность, с риском, в надежде спасти пострадавших... Нормативными документами по действиям горноспасателей предусмотрено, что первые отделения разведки идут в шахту после ЧП с приборами для анализа газовой ситуации", - сказал генеральный директор военизированных горноспасательных частей Александр Син.

Действительно мониторинг окружающей среды в газоопасных местах во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций законодательно включен в число основных обязанностей спасателя. 

С другой стороны, одним из основных принципов  деятельности аварийно-спасательных служб, формирований и спасателей является принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ.

Согласно статье 25 спасатели имеют право на полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей, а также на экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ.

Если в шахте «Распадская» действительно взорвался метан, как предполагают специалисты, можно предположить, что были нарушения прав спасателей. Взрыв не может произойти без искры, а по закону в шахту допускается исключительно искробезопасное оборудование, которым должны были быть обеспечены и спасатели.

Таким образом, можно предположить, что в шахте либо присутствовало ненадлежащее опасное для жизни оборудование, либо его выдали самим спасателям. В том и другом случае их гибель можно расценить как убийство. Если же во взрыве виновны сами спасатели, это говорит об общем уровне их квалификации.

В пользу первой версии говорит тот факт, что даже первый взрыв был крайне маловероятен без нарушений контроля за уровнем метана, неисправности или загрубления сигнализации, плохого или неисправного электрооборудования в части искробезопасности и т.п. Т.е. преступный элемент изначально был заложен в действиях шахтеров, либо руководства шахты, которое могло поощрять пренебрежение правилами безопасности ради наращивания объемов добычи угля.

Если же все-таки верна вторая версия (халатности самих спасателей), то уровень патологичности этой ситуации может поставить вопрос даже о полном переформировании нынешней структуры работы горноспасателей. Также как в тех случаях, когда спасатель на воде, подплывая к утопающему, самостоятельно тонет, под суд подпадает все руководство службы спасения, отобравшее и готовившее этого спасателя. Недостаток квалификации спасателей, в результате которой гибнут люди, возможен только в случае ошибок в форме и структуре организации работы всей службы спасения. А значит, судить нужно не самих спасателей, допустивших ошибку, а ведомство, которое допустило их на службу без надлежащей подготовки.

Впрочем,  генеральный директор военизированных горноспасательных частей Александр Син сообщил журналистам, что горноспасатели, спустившиеся в шахту "Распадская" после первого взрыва, не зафиксировали превышение концентрации метана даже на 1%.
"Если бы в данном случае (после первого взрыва) уровень метана составлял более 2%, то спасатели были бы обязаны вернуться на поверхность. Но ни одно из отделений не зафиксировало превышение концентрации метана даже на 1%".

Премьер-министр РФ Владимир Путин также убежден в невиновности спасателей.

«При расследовании таких происшествий всегда уделяется внимание изучению проблемы со всех сторон, в том числе и так называемому человеческому фактору - имеется в виду неаккуратное обращение с огнем», - сказал Путин в беседе с группой родственников погибших на шахте горняков в Новокузнецке.

Не подвергая сомнению заявление премьер-министра, отметим точку зрения независимых экспертов, которые убеждены, что спасатели спустились в шахту с повышенной загазованностью. В таких случаях требуется перед спуском предварительно проверить уровень загазованности. Видимо, этого сделано не было, либо процедура была проведена некачественно, из-за чего все погибли, предполагают эксперты. Это говорит о неудовлетворительной подготовленности спасательной службы со стороны руководителей.

Ведомственная реформа

Вероятно, проблемы организации работы горноспасателей стали очевидны руководству задолго до взрыва в «Распадской». Горноспасательные части долгое время находились в подчинении сразу трех ведомств: Ростехнадзора, Минпромторга и Минэнерго. Комплекс аварийно-спасательных и технических работ на объектах металлургии и энергетики осуществляли специализированные подразделения горноспасателей общей численностью 4,74 тысячи человек.

Даже из их названия, очевидно, что эти министерства не имеют непосредственного отношения к работе в чрезвычайных ситуациях, что не могло не сказываться на уровне подготовки спасателей. Не говоря уже о том, что ведомственная разобщенность военизированных горноспасательных подразделений отрицательно влияет на их готовность к действиям по предназначению, приводит к децентрализации управления, ухудшению их технической оснащенности и снижению уровня реагирования. Это противоречит основному принципу  деятельности аварийно-спасательных служб – единоначалию руководства, и требует при проведении аварийно-спасательных работ дополнительного привлечения федеральных сил и средств.

Можно предположить, что эти проблемы стали основанием для подписания президентом РФ Дмитрием Медведевым указа "О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". 6 мая этого года пресс-служба Кремля сообщила, что президент возложил на МЧС функцию по руководству военизированными горноспасательными частями.

Это решение крайне позитивно восприняли специалисты. «Существует своя специфика в горной промышленности и в металлургии. Чтобы эксклюзивные спасатели не были разобщены, чтобы можно было осуществлять централизованное управление силами и средствами, они переданы в ведение МЧС», — сказал заместитель министра по чрезвычайным ситуациям генерал-полковник внутренней службы Александр Чуприян.

Передача военизированных горноспасательных частей в ведение МЧС России должна повысить оперативность реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, материально-техническую обеспеченность и готовность аварийно-спасательных сил и средств, а также исключить межведомственные проволочки.

По словам Чуприяна, передача горноспасательных подразделений в ведение МЧС России будет способствовать их дальнейшей консолидации.

«Кардинально будет меняться их оснащение, а социальные условия горноспасателей будут улучшены», — подчеркнул генерал-полковник.

Объединение спасателей

Заметим, что централизация является основным принципом организации любой экстренной службы. При централизации происходит единое управление всеми службами экстренной помощи, причем независимо от того, к какому ведомству они принадлежат.

Практически все службы спасения в большинстве развитых западных стран организационно входят в состав одного органа исполнительной власти. Например, в США подразделением Министерства национальной безопасности является Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA). Оно занимается координацией действий по ликвидации последствий катастроф, с которыми не способны справиться местные власти.

По пути заимствования данного успешного опыта в последние годы движется Россия. Службы спасения вполне логично и оправданно консолидируются под управлением МЧС.

В качестве наиболее наглядного примера правомерности выбора этого пути развития можно привести включение с января 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы в состав МЧС, имевший до этого численность 70 тысяч сотрудников.

Как отмечают специалисты, при объединении этих двух служб был сохранен кадровый потенциал, на высоком уровне осуществляется взаимодействие пожарных и спасателей, идет взаимный обмен опытом, наращиваются технические возможности, нарабатывается опыт совместных действий в чрезвычайных ситуациях.

В результате с 2002 года, когда противопожарная служба вошла в состав МЧС, число пожаров и погибших в них людей каждый год неуклонно сокращается, что говорит о росте квалификации спасателей и усовершенствовании работы аварийно-спасательных сил.

Согласно статистике, опубликованной на официальном сайте МЧС, в 2003 году было зарегистрировано 239286 пожаров, что на 7.9% меньше, чем в 2002 году. В них погибли 19275 человек: на 3.2% меньше по сравнению с предыдущим годом.

В 2004 зарегистрировано 231486 пожаров (-3,3%); погибли 18377 человек (-4,7%). В 2005 году в Российской Федерации произошло 226952 пожара (-2,4%), в результате которых погибли 18194 человека (-3,2%). В 2006 – 218570 пожаров (-4,0%); погибли 17 тысяч 65 человек (-6,8%). В 2007 году произошло еще на 3,7% пожаров меньше (211163); и погибло в них, соответственно, на 7,0% меньше (15924 человека). В 2008 году произошло 202002 пожаров (-5,7% по сравнению с 2007 годом), при которых погибло 15301 человек (-5,6%). Наконец, в 2009 году было 187 490 пожаров (-7,2 %); при пожарах погибло 13 933 человека (-8,9 %).

В первом квартале этого года, по словам главы МЧС Сергея Шойгу, количество пожаров сокращено еще на 5%, а число погибших - на 5,9% по отношению к показателям аналогичного периода 2009 года.

Такие же позитивные перемены уже отмечены и в организации работы горноспасателей, после того как они стали подведомственны МЧС. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев высоко оценил действия спасателей на шахте "Распадская".

"Здесь сказался его (главы МЧС РФ Сергея Шойгу) недюжий организаторский опыт. Сейчас вы видите: есть четкий план действий, есть ясность", - сказал Тулеев.

По его словам, самые сложные были первые сутки после ЧП, когда был очень большой "психологический надлом".

"Самое главное, мы выиграли первые сутки, за что низкий поклон и благодарность (спасателям)", - сказал Тулеев.

Он заверил, что все, что необходимо сейчас для поиска людей, "делается последовательно, настойчиво".

Прецедент

Тем не менее, гибель спасателей на шахте «Распадская» всего через несколько дней после того как они перешли в ведомство МЧС должна стать сигналом для министерства серьезно отрегулировать правовой механизм работы горноспасателей. Возможно, для этого будет необходимо задействовать институт судебной власти.

Заметим, что последний судебный прецедент по аналогичному делу произошел в феврале прошлого года. Тогда Прокопьевский отдел Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области возбудил уголовное дело по факту гибели двух горноспасателей на шахте имени Ворошилова в Кузбассе.

14 февраля в 12.17 по местному времени поступил сигнал о том, что в атмосфере участка №12 шахты имени Ворошилова повысилось содержание окиси углерода. Диспетчер шахты вызвал поисковое отделение военизированной горноспасательной части. На поверхность оперативно вывели всех горняков, а спасатели спустились в шахту для выяснения причин повышения содержания газа. Через некоторое время раздался хлопок: предположительно, произошел взрыв газовой смеси. В результате этого погибли два горноспасателя, остальные сотрудники ВГСЧ успели подняться на поверхность.

Уголовное дело возбуждено по части 3 статьи 216 УК РФ (Нарушение правил безопасности при ведении горных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Можно предположить, что погибшие на шахте «Распадская» спасатели также стали жертвой чей-то халатности, а значит, расследование их гибели должно стать основой для профилактики подобных нарушений мер безопасности.

В заключение заметим, что главным фактором недопущения трагических происшествий на опасных предприятиях и производствах является вневедомственный технический контроль. После включения горноспасателей в структуру МЧС, ведомству вполне по силам проводить такой систематический и строгий контроль по всем направлениям деятельности на шахтах, электростанциях, пожароопасных предприятиях и в быту.

В таком случае не возникнет больше вопросов, кто виновен в нарушении норм безопасности, а значит и число самих нарушений будет существенно сокращено.