Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Президент РФ Дмитрий Медведев в своем видеоблоге отметил "симптомы застоя" в политической жизни страны. В связи с этим президент опасается деградации, как правящей партии, так и оппозиционных сил.

Заявление настолько неожиданное, что без повода сделано быть просто не могло. Чтобы оценить последствия критического замечания президента, надо понять его предпосылки. Наиболее очевидными из оных выглядят: массовые нарушения в единый день выборов 10 октября, ситуация вокруг Химкинского леса, а также, конечно, резонанс вокруг избиения журналиста Олега Кашина.

Легче всего представить, что такое заявление было сделано для обоснования роспуска прокремлевских молодежных группировок, которые общественность обвиняет в терроре журналистов и оппозиционеров. Переформатирование политического поля сделает этот процесс естественным, и, вероятно, избавит их лидеров от внимания следствия.

Впрочем, принимая в расчет юридическое образование Медведева, можно предположить, что президентское замечание носит вовсе не политическую, а правовую окраску. Отдавать кресла "Единой России" представителям "Солидарности" и "Яблока" никто, скорее всего, в ближайшее время не будет. Зато вполне могут быть усилены права граждан на свободу выражения мнения, а также расширены возможности саморегулирования общества.

 

В этом контексте время заявления может быть приурочено к недавнему аресту активистов арт-группы "Война", которые за последние два года стали явными лидерами российской сцены политического рестлинга.

Политический рестлинг – это театрализованная постановочная борьба против государства в условиях, когда реальное воздействие на власть невозможно. В России он является наследником давней традиции юродства. Оппозиция вынуждена пользоваться "экстремальными формами свободы слова в ситуации неосуществимости форм обычных и признанных". Поэтому методы юродства воскрешают наиболее успешные лидеры оппозиции во всех ее проявлениях: в Госдуме – Жириновский, на митинге – Лимонов, на улице – "Война".

Лазерная проекция черепа на Белом доме, 65-метровый неприличный жест в окна ФСБ, перевернутые милицейские машины – все это имитация войны против государственных институтов мало чем отличающаяся от плевков блаженных в сторону "кровавых властителей". Эффектность "ударов" по государственной системе компенсирует их игрушечность. Так же как в спортивном рестлинге акробатическая сложность болевых приемов скрывает тот факт, что удары не достигают цели.

Таким образом, политические рестлеры своими шутовскими акциями и высказываниями канализируют общественное негодование (как и спортивные рестлеры, подменяя зрелищем жажду насилия). Еще важнее тот факт, что их акции артикулируют важнейшие проблемы в условиях, когда СМИ и политтехнологи последовательно размывают повестку дня, переводя внимание общественности с главного на второстепенное.

Когда вместо борьбы с "вертикалью насилия" дебатируется вопрос целесообразности специального закона для охраны журналистов, когда переименование милиции в полицию скрывает необходимость коренной перестройки всей системы МВД, "Война" с помощью скандальной акции превращает правовые проблемы в образы символического ряда, красочность которых позволяет вернуться к ее исконной сути.

Фактически "Война" повторяет с правоохранительными и силовыми органами тот же трюк, что проделала Ханна Арендт по отношению к холокосту. Они показывают "банальность зла". Милиция и ФСБ сегодня излишне демонизирована фильмами, телепередачами и фольклором.

Участившиеся случаи злоупотребления властью, коррупции и немотивированного насилия со стороны представителей госорганов мистифицируют их в общественном сознании. "Милиционер" и "силовик" стало едва ли ни синонимом "чёрта" или "фашиста", с которым невозможно общаться на основании прав и законов: либо бояться, либо уничтожать. Такой мифический образ мышления не позволяет адекватно отдавать себе отчет в том, что процент оборотней в милиции не намного больше, чем в любом другом российском коллективе.

Это очень неприятная тенденция, поскольку в сакральном поле действуют не нормы, а правила – т.е. "понятия" вместо законов. Высмеивание же – десакрализация государственных институтов позволяет обществу вспомнить о своих правах. В то же время, издевательские акции и неуловимость активистов "Войны" наглядно демонстрируют власти ослабление органов МВД и ФСБ - то есть, ту самую деградацию, о которой говорил Медведев. И здесь снова возникает проблема отсутствия конкуренции – только на это раз не внешней, а внутренней. Таким образом, политические рестлеры (в частности "Война") играют исключительно полезную роль санитаров "государственного леса", атакуя наиболее ослабевшие органы власти.

При этом надо понимать, что наиболее вероятной формой конкуренции милиции/полиции в ближайшее время в России может стать т.н. "гражданская милиция". Аналогичный процесс последние два десятилетия активно идет в США. Где новые военно-политические организации называют себя милицией. Впрочем, они предпочитают не столько регулировать общественный порядок, сколько ловить нелегальных мигрантов и бороться против "Нового Мирового Порядка".

Согласно официальным подсчётам, по итогам 2009 года таких военизированных НКО в США было 932. В общей сложности, активных членов "гражданской милиции" насчитывается около 250 тысяч человек. Ещё около 100-150 тысяч человек – это члены нелегальных или полулегальных организаций. Периодически они совершают вооруженные нападения на супермаркеты и гражданские учреждения.

Первым звонком скорого появления аналогичных формирований в России стали всероссийские кампании в поддержку "приморских партизан" и группировки Егора Бычкова. Симптоматично, что те и другие преступники пользуются абсолютной поддержкой у большинства населения, несмотря на очевидность своих правонарушений. К чему это, скорее всего, приведет в наших условиях можно увидеть в Кущевской, где вся власть 16 лет назад была передана авторитетным гражданам из простого народа.

Именно поэтому методы политического рестлинга, которые пропагандирует "Война", должны быть легализованы. Юродивый – это человек, через которого что-то говорит: в православной традиции – Бог, в политической – общество. Вполне вероятно это понимает и Медведев, о чем он, хочется надеяться, и дал понять в своем заявлении.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.