Женщины констатируют, что революционные завоевания и попытки претворения идей социализма в жизнь никак их не коснулись. При этом несмотря на свержение старого строя в обществе появились «рабовладельцы новой формации», которые также эксплуатируют женский труд и не соблюдают права «прислуги».

Работницы, которые «все еще находятся в цепях прежнего экономического положения» созывают конференцию «белых рабынь», чтобы добиться соблюдения своих трудовых прав. Участницы намерены укрепить новый правовой строй для многочисленного класса домашней прислуги и продвинуть реформы по улучшению социально-экономического быта работниц всех других категорий.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 22 января 1918 года.


Конференция «белых рабынь»

Многочисленная группа женщин-работниц решила создать в феврале месяце Всероссийскую конференцию «белых рабынь».

Хотя наша великая революция и развивается бешеным темпом, хотя она и претворяет идеи социализма в живое дело, но русская женщина работница находится все еще в цепях прежнего экономического порабощения.

Для многих категорий трудящихся женщин восьмичасовой труд пустой звук. Возьмите наиболее близкий к нам «класс домашней прислуги»: что изменилось в их жизни против недавнего прошлого?

Ничего, если не считать, что в два или в три раза увеличились нормы оплаты труда.

Но признания за этими работницами гражданского и человеческого достоинства, признание за ними прав располагать своим временем после «отработанного времени», не вылилось в определенные и хорошо отлитые формы.

Почувствовать провозглашенное социальным строем общечеловеческое равенство, увидеть в работнице члена общей трудовой семьи, сблизится с нею духовно – все это недоступно пока рабовладельцам новой формации.

Старая идеология, сложившаяся в период царизма, не изжита и обуревает многочисленный класс белоручек обоего пола, сдавших все черные домашние работы «дочерям деревни», носящим у нас названия кухарок, горничных, судомоек, прачек, портних и т. д.

Нищета, поддерживаемая царским спаиванием крестьянства, гнала юных дочерей пахарей сотнями тысяч в большие города на заработки.

Переселение это длилось долгие годы и являлось массовым.

Спрос превышал предложение.

«Нанимательские» классы учли этот переизбыток. Они эксплуатировали беспощадно. Первое жалование «беглянке» еще недавно составляло гроши – 3 и 4 рубля в месяц, правда на всем готовом.

Это была в сущности не работница, а маленький «домашний вол».

Жизнь свою «хозяева» строили по плану, выраженному в известной пословице:

«Одень меня, накорми меня, покрой меня, а усну я сам».

За физическим порабощением неизбежно, рука об руку шло моральное. Приниженное положение становилось нетерпимым для многих белых рабынь.

Душа рвалась куда-то в даль, а возможности были скованны.

Хотелось жить по-человечески, хотелось скромных личных радостей, некоторой независимости в свободные от работы часы, но сами условия жизни неотвязно твердили всегда одно и тоже:

- Ты рабыня, ты не принадлежишь сама себе. За тобой только право заменить одного нанимателя другим. В то же самое время «слабые души» захватывал водоворот столичной жизни и уносил его на дно. С женской честью и человеческим достоинством белых рабынь никто особенно не церемонился. Часто на них смотрели как на объект кратковременных «удовольствий», и толкали в пропасть нравственного растления.

Сдерживающие мозговые центры укрепляются образованием.

Но какое-же было образование у домашней прислуги.

Царскому правительству на руку было пребывание народа во тьме и невежестве.

В лучшем случае церковно-приходская или земская школа.

Что могли «дочери деревень» вынести из них и что усвоили в них?

Они вступали на тернистую дорогу труда с очень легким багажом знаний и с сознанием, что они представляют собой черную кость, которой самой судьбой назначено жить в нищете и покорности и быть до старости на положении вьючного животного.

Мы уверены, что всероссийской конференции удастся создать и укрепить новый правовой строй для многочисленного класса домашней прислуги, независимо от общих реформ по улучшению социально-экономического быта работниц всех других категорий.

(Новая Петроградская газета)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены