Народ начинает испытывать отрезвление от новой судебной системы и понимает, что, по крайней мере, гражданские споры он не готов решать в революционном трибунале, который демонстрирует «самое вопиющие искажение основных и наиболее элементарных гарантий правосудия».

Население просит бывших судей и юристов разрешать их дела в обход трибунала, на началах договорного арбитража. Пресса отмечает, что такое же положение дел в России последний раз отмечалось в XV веке, когда «княжеские судьи открыто торговали судом и чинили своей своекорыстной юстицией неисчислимые бедствия населению», в связи с чем народ потянулся к третейскому суду.

И теперь спрос на независимое, но профессиональное разбирательство так высок, что Союз юристов решает создать третейский суд.

Тем временем трибуналом оказываются недовольны и власти: работа комиссии при революционном суде приостановлена и подвергнута тщательной ревизии. Комиссию обвиняют в многочисленных злоупотреблениях – выдаче разрешений на тайные свидания с заключенными, необоснованном освобождении из-под ареста или, напротив, содержании под стражей по пустяковым делам, а также волоките с назначением рассмотрения дел.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 16 января 1918 года*.


 

Золотая монополия

Согласно постановлению совета народных комиссаров утверждается «секция благородных металлов высшего совета народного хозяйства».

С 15 января вводится казенная монополия торговли золотом. Предприятия по добыванию золота обязаны сдавать его в казну по 32 рубля за золотник.

Изделия из золота весом более 16 золотников и все золото в сыром виде, находится ли оно в руках частных лиц или учреждений, в магазинах, ювелирных и иных мастерских, или в банковских сейфах, переходит в собственность государства с уплатой владельцам по установленной цене.

(Раннее утро)

Расскасирование комиссии Козловского

Деятельность комиссии при революционном трибунале временно приостановлена.

Главные деятели комиссии – председатель отдела по борьбе с контрреволюцией Козловский и председатель отдела по борьбе со спекуляцией Красиков декретом Народных Комиссаров устранены от работы. Все дела комиссии опечатаны, и в настоящее время назначена особая ревизионная комиссия для проверки производства дела гг. Козловского и Красикова.

В обязанности комиссии входит проверка основательности жалоб на членов комиссии, главным образом, Козловского и Алексеевского. Жалобщики обвиняют их в злоупотреблениях при освобождении арестованных и назначении дел к слушанию.

Передают, будто бы Алексеевский имел какие-то тайные свидания с заключенными, дела которых находились у него в производстве. Передают также, что когда Алексеевскому в Смольном прямо были поставлены вопросы по этому поводу, то он не отрицал факта тайных свиданий с заключенными.

Стало известно, что как только З.И. Штейнберг был назначен комиссаром юстиции, он обратил внимание на то, что комиссия Козловского крайне вяло ведет ряд дел, скорейшее разрешение которых чрезвычайно важно, а комиссии, организованные им при тюрьмах для проверки оснований ареста, обратили внимание на то, что многие из заключенных, числящихся за Козловским, остаются под арестом, несмотря на то, что дела их в сущности пустяковые и весьма несложные.

З.И. Штейнберг обратил на это внимание в Смольном, и в результате была назначена ревизия дел комиссии Козловского и Красикова.

Ревизионной комиссией будет обращено внимание на замедление в постановке на суд революционного трибунала дела Шнеура, Кекуатовых и др., а также и на причины оставления под стражей без допроса министра старого режима А.Н. Хвостова, обвиняемого в уголовном преступлении – растрате полутора миллионов рублей.

Особое внимание ревизионной комиссией будет обращено на способ расследования дел о допущении следователем комиссии Козловского еще ранее устраненного от должности Тарасова-Родионова, расследовавшего дело Пуришкевича.

В связи с приостановкой работ следственной комиссии приостановилось заседание революционного трибунала, бездействующего вот уже две недели.

Ревизионная комиссия высказывает уверенность, что ей удастся быстро произвести расследование и возобновить работы комиссии, в которых заинтересованы арестованные, которыми переполнены все тюрьмы.

После ревизии работа комиссии пойдет ускоренным темпом и в первую очередь пойдут дела, заключенные по которым сидят в тюрьмах почти с первых дней переворота.

Ревизионной комиссией уделит повышенное внимание делам о спекуляциях, из которых до сих пор ни одно не прошло через революционный трибунал.

(Новая Петроградская газета)

Третейский суд

Упразднение государственного суда и замена его так называемым революционным трибуналом, являющимся самым вопиющим искажением основных и наиболее элементарных гарантий правосудия, естественно, должно было поставить перед населением страны вопрос о немедленном создании своими собственными силами, так сказать, автономной или договорной судебной власти. Если государственный суд временно может быть разрушен, то гражданский, жизненный оборот не может остановиться ни на один день, а следовательно, не может быть ликвидирована в стране и потребность в отправлении теми или иными способами правосудия.

И совершенно очевидно, что и на сей раз, в момент величайшей разрухи судного аппарата, общество вынуждено обратиться к тому же самому, испытанному уже в истории средству, к которому оно всегда прибегало всякий раз, когда государственная власть или была чрезвычайно слаба, или суды находились в полном упадке, и в стране царило бессудие. В таких случаях народ всегда обращался к судебной самопомощи в виде договорных или третейских «излюбленных» судов.

Достаточно вспомнить наши удельные или средневековые суды XV века, когда «кормленщики» княжеские судьи открыто торговали судом и чинили своей своекорыстной юстицией неисчислимые бедствия населению. И как же ответил на этот бессудный суд народ? По выражению памятников эпохи народ перестал «даваться под суд» наместников и волостей, которых он открыто ставил на одну доску с «лихими людьми и разбойниками» и обратился к суду третейскому. В полюбовных судных записях мы постоянно встречали договорные статьи, в которых стороны соглашаются «не ставясь на суд, зарядив себе судей, кого себе излюбят» передать на суд этих «третьих» свои тяжбы и не только в делах гражданских, но даже и в уголовных.

И уже в наши дни мы наблюдаем широкое течение того же самого порядка.

К присяжным поверенным, «упраздненным» судьям обращаются сотни и сотни лиц с настойчивыми просьбами разобрать их тяжбы на началах третейского суда, договорного арбитража.

Революционный трибунал в Москве с первых же дней своего действия уже оценен населением по достоинству и оно воочию могло убедиться, что такое представляет из себя этот «суд» так называемой «революционной совести»!

Понятно, что пройти мимо всех отмеченных фактов не могла ни прежняя адвокатура, ни бывшие судьи, ни ученые юристы, и вчера в круглом зале правления университета, под председательством проф. Толя, состоялось соединенное заседание московского юридического общества и всероссийского союза юристов, посвященное специально вопросу об организации в связи с уничтожением государственного суда, как должной замены его, постоянного третейского суда.

Собрание заслушало прежде всего доклады Н.Г. Вавина на тему «Третейский суд как корректив современного бессудия» и Минца об «Организация договорного третейского суда», а затем приняло выработанное особой комиссией специалистов положение о третейском суде, организуемом при союзе юристов.

Мысль о необходимости создания правильно организованного третейского суда была принята собранием единогласно и оживленная беседа сосредоточилась целиком на вопросах о самом устройстве проектированного установления. В заключение собрание избрало комиссию о третейском суде в составе проф. Толя, Михновского, Давыдова, Малченко, Романовского, Коренева, Гамбурцева и Дерюжинского, поручив ей окончательно средактировать положение и приступить к организации самого суда.

Основные статьи положения о третейском суде сводятся к следующему:

1) Комиссия образуется из членов по избранию совета союза в количестве 9 лиц и работает при кворуме не менее 5 человек.

2) Этой комиссии предоставляется право приглашать для участия в ее работах сведующих лиц как из числа членов союза, так и из представителей организаций, науки и практических юристов.

3) Задачи комиссии: организация подачи советов по учреждению третейских судов, как в смысле составления записей, так и содействие избранию состава суда и по содействию исполнению состоявшихся решений.

4) Организуемые комиссией третейские суды действуют согласно ст. 1367 – 1400 уст. гр. суд. По желанию тяжущимся предоставляется включать в третейскую запись условия о применении действующих законов материального права.

5) При комиссии учреждается постоянный оплачиваемый секретариат, на обязанности которого лежит: подача советов по учреждению третейских судов, всякого рода переписка по этому поводу и вообще по делам комиссии, собирание и систематизирование прецедентов по решениям третейских судов и составление отчетов о деятельности комиссии.

6) На обязанности комиссии лежит составление списков лиц, приглашаемых ею к участию в третейских судах в качестве посредников и изъявивших согласие исполнять обязанности посредников по указанию комиссии и по выбору сторон. Для составления списков комиссия сносится как с отдельными лицами, так и со всеми организациями и учреждениями, участники коих могли бы войти в список (биржевые комитеты, торгово-промышленные палаты, всероссийский союз торговли и промышленности, земский и городские союзы, кооперативы, профессиональные союзы и т.д.).

7) При составлении списка посредников соблюдается алфавитный порядок с указанием против каждой фамилии тех отраслей и специальных вопросов, по которым данное лицо является наиболее подходящим посредником.

8) Лицам, обращающимся в комиссию за содействием в организации третейского суда, предлагаются очередные по списку и по специальности посредники, при чем допускаются отводы по основаниям, предусмотренным в уст. гр. и торг. суд.

9) За содействие по организации третейского суда комиссия взимает с лиц, к ней обращающихся, 4% с цены иска, а по спорам, не подлежащим оценке, по соглашению. Расходы по производству дел оплачивается особо. Посредники от сторон вознаграждения не получают.

Примечание. Лица, учредившие третейский суд без содействия комиссии и обратившиеся в комиссию за каким-либо советом или содействием, вносят особое вознаграждение по соглашению.

10) Вознаграждение указанным комиссией посредникам, участвующим в третейском суде, определяется комиссией на основании особой инструкции, каковой определяется и порядок отчетности ее перед советом.

Таким образом, московскому союзу юристов, по-видимому, удалось во вчерашнем собрании положить первый камень в основание договорной, третейской юстиции, необходимость которой подсказывается со всей настоятельностью разгромом государственного суда.

(Новое слово)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены