Совет народных комиссаров утверждает декрет о праве убежища: Россия готова открыть двери для эмигрантов, преследуемых на родине по политическим и религиозным мотивам. При этом правовой акт закрепляет положение, что выдача таких беженцев иностранным государствам не может иметь места. Советские власти полагают, что закон, прежде всего, поможет уроженцам оккупированных немцами областей: эстам, латышам, украинцам и др. Опасений, что под видом гонимых за свои убеждения в Россию приедут «контрреволюционные элементы», у властей нет.

В Петрограде тем временем запрещают лото, карты и другие азартные игры. Владельцев заведений, где застанут проведение таких развлечений, будут отдавать трибуналу по борьбе с контр-революцией и спекуляцией для выписывания штрафа и передачи суду, а самих участников игр — чрезвычайной комиссии с конфискацией всех обнаруженных при них денег.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 29 марта 1918 года*.


Декрет о праве убежища.

Окулов предлагает собранию утвердить декрет совета народных комиссаров о праве убежища. Декрет этот состоит всего из трех пунктов:

1) Всякий иностранец, который в своем отечестве подвергается преследованию за политические и религиозные убеждения и деяния, может найти себе убежище в пределах российской социалистической республики.

2) Выдача таких лиц иностранным государствам из России не может иметь места.

3) В случае предъявления требования о выдаче, комиссариат по иностранным делам передает вопрос об удовлетворении этого требования на рассмотрение суда по месту жительства лица, выдача которого требуется.

Докладчик настаивает на необходимости принять этот декрет в спешном порядке.

— Нет никаких оснований предполагать, — говорит он, — что в нашу советскую республику будут эмигрировать элементы, замешанные в контр-революционных заговорах, а потому принятие декрета о праве убежища с этой стороны нам ничем не угрожает. Декрет особенно необходим для тех товарищей, которые считаются уроженцами оккупированных германцами областей: эстов, латышей, украинцев и других. Если после утверждения этого декрета, немцы потребуют от нас выдачи товарищей, то мы будем иметь законное право отказать им в такой выдаче, ссылаясь на декрет.

Большинством голосов декрет утверждается. Внесенное Черепановым дополнение о том, чтобы право убежища распространялось и на дезертиров, собранием отклоняется.

(Утро России)

Конец азарту.

Совет комиссаров петроградской Трудовой Коммуны постановил: Закрыть все клубы и собрания, в которых будут допущены игры в карты, лото и т. д.

Доводя об этом до всеобщего сведения, предупреждаю владельцев, управляющих и других ответственных лиц по управлению и заведыванию клубами, ресторанами, кафе, собраниями и посетителей этих учреждений, что при обнаружении игры в карты, лото и т. п. в вышеуказанных местах, владельцы, управляющие и другие ответственные лица будут арестовываться и препровождаться в распоряжение Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контр-революцией и спекуляцией для установления размера штрафа и предания суду.

Посетители этих заведений, застигнутые за игрой или в помещении, где производилась игра, будут препровождаться в распоряжение Чрезвычайной Комиссии для установления их личности и конфискации всех обнаруженных при них денег в доход петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов.

Комиссар по внутренним делам М. Урицкий.

(Новая Петроградская газета)

Свобода печати.

Борьба со свободой печати ведется неуклонно по всей России. Но распоряжение комиссара по делам печати в гор. Калуге, о котором сообщает «Новая Жизнь» превосходит самое пылкое воображение. Комиссар решил национализировать все газетное дело, как в Калуге, так и в губернии.

Все газеты отныне будут выписываться самим комиссариатом. Все владельцы киосков переходят на службу к совету. Советские газеты должны продаваться по номинальной цене. Торговля буржуазными и «лже-социалистическими» газетами воспрещается. Прекращается и подписка на них и доставление по почте подписчикам.

По смыслу декрета буржуазными и «лже-социалистическими» газетами могут торговать только уличные продавцы.

Буржуазные газеты облагаются налогом в 3 руб. за каждый проданный номер. Теми же 3 рублями облагаются «Власть Народа», «Вперед» и «Труд». 

Дальше уже, кажется, идти некуда. Хотя по нынешним временам и небываемое бывает.

(Вечернее слово)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены