Революционный трибунал начинает процесс по делу лидера меньшевиков Мартова, обвиняемого в клевете на народного комиссара Сталина. Защита Мартова в лице журналиста Абрамовича требует передать материалы общественному суду, так как революционному трибуналу дела о клевете не подсудны. Судьи находят выход из положения и возбуждают против лидера меньшевиков новое дело — об оскорблении народных комиссаров. 

Одновременно Мартова судят за оскорбление рабоче-крестьянской власти из-за публикаций о Закавказской республике, в частности, в статьях утверждается, что Ленин взял обязательство перед Турцией передать ей Батум, Карс и Ардаган. По этому делу Мартов получает наказание в виде общественного порицания.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 5 апреля 1918 года*.


Дело Мартова.

Около подъезда помещения трибунала с 10 утра уже образовывается хвост.

Это очередь публики, желающей попасть на дело Мартова и ожидающей выдачи пропусков.

Зал заседания, приемный зал, проходы и площадки лестниц — все заполняются публикой.

Публика интеллигентная, преимущественно молодежь, тотчас же пускается в жаркие споры по поводу предстоящего дела.

Заседание открывается речью председателя, который, обращаясь к публике, просит ее держаться спокойно и не мешать работать.

Публика успокаивается, но в скором времени ее ждет разочарование.

От подсудимого Мартова в лице его защитника журналиста Абрамовича поступает заявление о том, что дело Мартова об оскорблении в печати народного комиссара Сталина суду революционного трибунала не может быть подсудно. Дело это должно быть подсудно общественному суду.

Для обсуждения этого заявления члены трибунала удаляются в совещательную комнату и возвращаются оттуда только к 5-и часам.

Решение выносится следующее: приостановить дело Мартова о клевете в печати и возбудить против него новое дело об оскорблении учреждения Народных Комиссаров.

Объяснение по этому делу Мартову предлагается сделать сейчас же, но подсудимый от этого отказывается.

Приговор по делу тов. Л. Мартова. Московский революционный трибунал, выслушав объяснения Л. Мартова по поводу слов, помещенных в газете «Вперед» № 51, «чтобы Закавказская республика не бесчестила себя, опускаясь до уровня какого-либо правительства Ленина-Троцкого или Вильгельма-Гинденбурга», признал в этих словах наличность оскорбления для власти рабоче-крестьянского правительства. В словах той же статьи Л. Мартова: «кавказские виселицы и расстрелы» понадобились «Правде» для артиллерийской подготовки предстоящего похода большевистского правительства на Кавказ в целях его присоединения и в целях выполнения обязательства, которое взял на себя Ленин, отдать Батум, Карс и Ардаган Турции — трибунал признает наличность сообщения, способного вызвать в широких трудовых массах смуту и беспокойство о том, что рабоче-крестьянская власть готова бросить рабочие массы центральной России против таковых же на Кавказе.

Все эти сообщения трибунал признал способными подорвать доверие к рабоче-крестьянскому правительству в кругах народа.

Объяснения гр. Л. Мартова трибунал признал неосновательными, а самого его виновным в совершении преступления посредством печати против народной власти. В виду изложенного Московский революционный трибунал постановил: выразить не первый раз гражданину Мартову (Цедербауму) за легкомысленное для общественного деятеля и недобросовестное в отношении народа преступное пользование печатью, общественное порицание.

(Газета для всех

Катастрофа.

3 апреля, в 2часа дня, на Балтийском судостроительном заводе произошла катастрофа, сопровождавшаяся гибелью 25 человек, в том числе 14 детей. На заводе имеется особый паром, на который вкатываются груженые вагоны для перевозки к Гутуевскому острову на станцию Новый Порт.

К переправе на Гутуевский остров было назначено три вагона с имуществом эвакуирующихся из Петрограда рабочих семейств. Имущество сопровождало около ста человек, разместившихся в трех вагонах. Ближайший к Неве вагон стоял отдельно, а паровоз с двумя другими вагонами должен был толчком спустить его на паром. Паровозом управлял машинист, семья которого находилась тут же в одном из вагонов. Когда паровоз толкнул вагон, по последний, соскользнув на паром, перескочил через деревянный упор, и слетел в воду. Никто из находившихся в нем не мог уже из него выбраться. Вагон продержался на воде минут семь и затем почти мгновенно затонул на глубине приблизительно в 4,5 сажень.

Предпринять что-либо для спасения находившихся в нем людей не представлялось возможным. Находящийся тут же около парома подъемный кран, за отсутствием паров, не мог быть приведен в действие. Вызванные водолазные команды успели только закрепить затонувший вагон железным тросом. Лишь по истечении 10 часов вагон был поднят из воды подъемным краном. Погибшие доставлены в покойную Марии Магдалины.

Расследование установило, что катастрофа произошла вследствие того, что паровоз дал слишком значительный толчок, и что из-за спада воды, паром образовал наклон, вследствие чего вагон перескочил невысокий упор.

Совещание членов заводского комитета решило произвести похороны за счет завода.

(День)  

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены