Печать поднимает весьма щекотливую, но важную тему о праве граждан выбирать не только захоронение, но и кремацию. Вопрос касается не только мертвых, но и живых: близкое расположение кладбищ к городам порождает болезни, кремация обходится родственникам значительно дешевле. Право на сжигание хотели дать населению ещё в 1913 году, но война отложила законопроект в долгий ящик.

Против кремации есть препоны юридического характера: она лишает возможности эксгумации трупов. Однако пресса отмечает, что ситуации с направлением тел на анализ крайне редки, а плюсов от кремации все же больше, в частности, она может помочь бороться с явлением захоронения людей по ошибке заживо, до сих пор встречающемся в России.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 28 июня 1918 года*.


 

Николай Романов жив

«Ц. И. И. К.» сообщают: Главнокомандующий северным уральским фронтом Берзин телеграфирует из Екатеринбурга: В полученных мною московских газетах сообщено об убийстве Николая Романова на каком-то разъезде от Екатеринбурга красноармейцами.

Официально сообщаю, что 21 июня мною с участием члена военной инспекции и военного комиссара уральского военного округа и члена всероссийской следственной комиссии был произведен осмотр помещения, как содержится Николай Романов с семьей и проверка караула и охраны.

Все члены семьи Николая Романова живы.

(Новый вечерний час)

Очередной вопрос

Теперь самое время поднять вопрос, который поднимался много лет подряд и все-таки оставался без движения. Это гораздо важнее, чем передвижение стрелки на два часа вперед. Это гораздо важнее, чем вопрос — в течение пяти или пятидесяти лет после смерти могут пользоваться наследники литературным имуществом, что осталось от литературы. Это вообще гораздо важнее, чем вопрос о том, переходит ли недвижимое владение от родителей к детям или не переходит.
Вопрос этот считался щекотливым. С одной стороны — как будто он важности огромной. С другой — все опасались: «А можно ли? А вдруг не хорошо?» Правда, на Западе это давно уже было введено; в глубокой древности это практиковалось постоянно, даже в жизнерадостной Элладе. А у нас все боялись рискнуть.

Я говорю о сжигании трупов.

Одна из главных зараз больших городов — это близкое их соседство с огромными кладбищами. Это очаги многих болезней, — особенно при том небрежном закапывании, которое нам свойственно. Ведь славянская натура такова, что всегда и все мы делаем в половину: таково уже ее свойство. Мы невнимательны и к погребению покойников. Врачи и родственники слишком поверхностно относятся к симптомам действительной смерти. Если бы они относились добросовестнее — не было бы случаев зарывания людей заживо. Пусть они редки, эти случаи, — но они есть — и этого довольно. У всех еще в памяти прошлые дни погребения в Москве дьякона, когда нашли его, разрыв могилу для погребения рядом с ним его сестры, — застывшим в адских конвульсиях, с сорванной крышкой гроба, — так как он отличался огромной физической силой. Для предупреждения таких случаев и существует сожжение трупов.

Зарывание покойников — отнюдь не достояние всего человечества. У некоторых народностей оставляют трупы на высоких помостах в степи: их расклевывают степные птицы. Богатые ставят своих родных в склепы. Наконец, бальзамирование — как это было введено еще в древнем Египте, — предупреждает всякую возможность погребения заживо.

Против сожжения трупов обыкновенно выступают два положения.

Первое — чисто религиозного характера. В Писании сказано: «ты земля, — и в землю отыдешь». Следовательно, прах умершего, согласно завету Божества, должен быть смешан с землей. Но кто же мешает пепел сожженного мертвеца схоронить в земле или перемешать его в урне с землей? Тогда же церковное положение исполнится еще более точно, чем на это указывает церковь.

Второе положение — препона чисто юридического характера. — Если внезапно всплывает предположение, что смерть покойного была не естественной, — останки его извлекаются, по постановлению представителей суда, из могил, и иногда внутренности и их содержимое отправляются для исследования и анализа. Но подобные случаи еще более редки, чем погребение людей заживо, и рисковать ради них возможностью зарывать живых в могилу более чем сомнительно.

При той «свободе», которая вводится теперь у нас, вопрос о сожжении или зарывании в землю, должен быть предоставлен на усмотрение каждого. Если обыватель хочет после смерти быть сожженным, он записывается в «общество крематориев» членом и вносит соответствующий пай. Частное или правительственное общество сжигания трупов по самой сущности предопределено к блестящему процветанию, потому что абонентов-членов сразу появится в нем великое множество: сотни тысяч.

У нас в России был единственный крематорий — в одном из фортов Кронштадта, построенный для сожжения чумных трупов. Я говорю, конечно, не о таком учреждении, а хотя бы о таком «павильоне», как на Лазаревском кладбище в Париже, где погребение не только не оскорбляет чувство христианства, а удовлетворяет даже самым изысканным эстетическим требованиям.

В 1913 году министерство внутренних дел внесло в законодательные учреждения проект положения о крематориях. Губительная война, пожравшая все текущие интересы, остановила нормальное течение и этого вопроса.

Правительство изыскивает способы извлечения усиленных доходов путем принудительных налогов. Правительственное учреждение «общество сожжения трупов» даст миллиарды без всяких принудительных декретов, только путем объявлений о принятии соответствующих взносов. Та дороговизна мест на кладбищах, где за первые разряды платят тысячи, — с лихвой может быть заменена платой за обугливание тела в течение часа в печи крематория. Люди среднего достатка, с трудом платящие 300–400 рублей за могилу родственника, немедля внесут путем вычетов из своего жалования или своих доходов, тысячу рублей за право быть сожженными после смерти и получить гарантию – не подвергнуться случайности очнуться в могиле вследствие преступной небрежности окружающих.

Право, об этом стоит подумать и не откладывать дела в дальний ящик.

Старый Джон.

(Вечерний час)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены