РАПСИ продолжает совместный проект с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Он посвящен истории развития правовых институтов в Советском Союзе — истокам действующих сегодня в России и мире норм. Становление большинства из них произошло в богатый экспериментами период между революцией и началом Великой Отечественной войны. Многие из тех правовых находок молодого государства были заимствованы даже ведущими странами мира. Во второй части исследования речь пойдет о «самой прогрессивной Конституции в мире» и других важнейших советских законах первой половины ХХ века.


До Октябрьской революции в Российской Империи существовал институт подданства, который закреплял правовое неравенство граждан, во многих чертах сложившееся ещё в феодальную эпоху. Советская власть первыми же своими декретами декларировала ряд прав человека, но одновременно лишила целые классы и слои общества не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав — права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность.


Декларация прав народов России, принятая Советом Народных Комиссаров (СНК) 2 ноября 1917 года, провозглашала следующие начала национальной политики в России:

– равенство и суверенность народов России;

– право народов на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств;

– отмену всех национальных и религиозных привилегий и ограничений;

– свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.


На основании Декрета о земле, принятого Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 27 октября 1917 года, все граждане получали право пользования землей, запрещался наемный труд, вводилось уравнительное землепользование. В то же время было ликвидировано право частной собственности на землю.

Конституция РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года, содержала раздел о правах человека под названием «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Эта декларация была принята ранее на III Всероссийском съезде Советов. Однако в ней не содержалось даже минимума гражданских (личных), политических, экономических и культурных прав человека. В неё вошли лишь запрет эксплуатации, право уравнительного землепользования, освобождение трудящихся масс из-под ига капитала, право трудящихся на участие в управлении. Всё это регламентировало лишь отказ от старого режима.

Позитив нового режима заключался в доступе к управлению, но это право было формальным, учитывая всеобщую безграмотность «трудящегося и эксплуатируемого народа» (для примера: 78% призванных в 1914 году были полностью неграмотны), отсутствие у них политической культуры и культуры управления. Стоит отметить, что такие базовые принципы демократии как тайное голосование и разделение властей отменялись как «пережиток буржуазного парламентаризма».

В соответствии с бытовавшими «классовыми принципами», избирательное право в первом Основном Законе Советской России предоставлялось только трудящимся, остальные — частные торговцы, бывшие дворяне и чиновники, духовенство, душевнобольные, осужденные, бывшие служащие жандармерии, полиции, охранного отделения; те, кто «использовал наемный труд с целью извлечения прибыли»; те, кто жил на «нетрудовые доходы» — этого права были лишены вовсе.

Так в русском языке на долгие годы появилось понятие «лишенец»: гражданин второго сорта. «Лишенцы» не имели права голосовать на выборах, быть избранными в органы советской власти, становиться командирами в Красной Армии. По официальным данным, в 1920 году «лишенцев» насчитывалось около 5 миллионов.

Кстати, и среди трудящихся избирательное право тоже не было равным. Например, городские Советы (один депутат от 25 тысяч избирателей) при выборах на Всероссийский съезд Советов имели более высокую норму представительства, чем губернские Советы (один депутат от 125 тысяч избирателей). Строго говоря, в первом Основном Законе большевики не особо скрывали, что смогут добиться своих целей, только полностью отказавшись от демократии.

В 1924 году была принята новая конституция — Конституция СССР, закрепившая законодательные основы создания нового государства. В этом документе уже не содержалось Декларации прав, а из прав человека были провозглашены лишь национальная свобода, равенство, единое союзное гражданство.

Наряду с этим в Конституции СССР 1924 году отдельная глава была посвящена учреждению с целью борьбы с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом Объединенного государственного политического управления (ОГПУ).

Впервые глава о правах и обязанностях граждан появилась в Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 года. Этот документ недаром называли «самой прогрессивной Конституцией в мире». В теоретическом плане он был серьезным достижением советского права.

Конституция 1936 года получила некий «человеческий» вектор. Тем более что к этому времени дискриминация «классово чуждых» на государственном уровне несколько ослабла. Так, в 1930-м году постановлением ЦИК были восстановлены в избирательных правах дети «лишенцев», в 1933 — дети кулаков. С 1935 года разрешили призыв в Красную Армию детей казаков.

Конституция сохранила понятие диктатуры пролетариата, но впервые закрепила принцип равноправия граждан «независимо от национальности и расы», Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов слились в Советы депутатов трудящихся.


Среди прав, провозглашенных Конституцией СССР 1936 года, были следующие:

– право на труд, которое ранее провозглашалось исключительно как трудовая повинность всего взрослого населения страны;

– право на отдых: устанавливались ежегодные отпуска рабочим и служащим с сохранением заработной платы;

– право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности;

– право на образование: обязательным считалось начальное образование, образование могло быть только бесплатным, в том числе — среднее специальное и высшее;

– равные права мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни;

– равноправие граждан СССР.


Важным, хотя во многом и декларативным шагом стало провозглашение отрицаемых ранее прав, таких как:

– свобода совести: было заявлено, что церковь отделена от государства; также провозглашалась свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды;

– свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций;

– право объединения в общественные организации;

– неприкосновенность личности;

– неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки;

– всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.


Среди обязанностей советского гражданина в Конституции СССР 1936 года были названы: соблюдение Конституции, исполнение законов, соблюдение дисциплины труда, уважение правил социалистического общежития, укрепление общественной, социалистической собственности и всеобщая воинская обязанность.

Однако нельзя забывать, что Основной Закон 1936 года был принят в идеологических целях и призван доказать преимущество советского строя в условиях противостояния капиталистической и социалистической систем. В стране сохранялось огромное число бесправных граждан: заключённые в лагерях, отсидевшие там и их потомки.

Попавшие в лагерь «по политическим статьям» уже никогда не становились полноправными гражданами: даже выйдя на свободу, они были лишены права жить в центральных городах и занимать административные должности. Их жены (мужья) и дети тоже были ограничены в выборе места жительства, получении высшего образования и т. д. Общее число этих «граждан второго сорта» учесть очень сложно: примерные оценки дают разброс от 20 до 30 миллионов заключённых, членов их семей и потомков.

Не вполне свободными гражданами были и колхозники: формально, по Конституции они были равны в правах с другими гражданами, но 17 марта 1937 года был принят закон, запрещающий крестьянам покидать колхоз без согласия администрации.

Более того, согласно пункту 11 не отменённого после принятия Конституции постановления о паспортах 1932 года, «беспаспортные» в городах подвергались штрафу до 100 рублей и «удалению распоряжением органов милиции». Повторное нарушение влекло за собой уголовную ответственность. Введенная 1 июля 1934 года в УК РСФСР (редакции 1926 года) статья 192а предусматривала за это лишение свободы на срок до двух лет.

Не стоит забывать, что меньше чем через год после того, как «солнце сталинской Конституции» взошло над 1/6 земного шара, грянул «Большой Террор». Какие уж тут «права человека и гражданина»…

Отдельные, в современном понимании, элементы системы защиты прав и свобод человека и гражданина в СССР начали формироваться только в конце пятидесятых годов, в период так называемой «оттепели». Тогда в советском обществознании постепенно начали закрепляться понятия «права личности», «права граждан» и был снят запрет на их исследование.


Продолжение читайте на сайте РАПСИ в октябре