Тема вооруженных нападений на учебные заведения в последнее время становится все более актуальной и поднимает самые разные вопросы, главный из них – как этому противостоять. РАПСИ разбирается в основных тенденциях развития обеспечения безопасности образовательных учреждений, возможностях их практического применения и российских реалиях. 


Что произошло? 

Накануне 18-летний учащийся политехнического колледжа Керчи Владислав Росляков совершил вооруженное нападение на других студентов и сотрудников учебного заведения, после чего покончил с собой. В результате инцидента погибло больше 20 человек, большая часть которых – несовершеннолетние.

Это не первый случай нападения на учебные заведения в этом году: они были зафиксированы в Перми, Улан-Удэ, Спас-Деменске, Шадринске и Стерлитамаке

Была ли реакция? 

Все вышеперечисленные инциденты сопровождались пристальным вниманием со стороны правоохранителей, политиков, органов прокуратуры и омбудсменов. 

В частности, в апреле 2018 года Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова представила проект «дорожной карты» по профилактике ЧП в общеобразовательных организациях. Документ включает в себя 19 мероприятий, в том числе создание специального органа, ответственного за круглосуточный интернет-мониторинг на предмет наличия информации, причиняющей вред здоровью несовершеннолетних, а также разработку новых, отвечающих современным вызовам методических рекомендаций по работе классного руководителя в школе.

При этом, как уточнили РАПСИ в пресс-службе федерального омбудсмена, в настоящее время проект «дорожной карты» находится на согласовании в Правительстве РФ. 


[«После ряда прогремевших чрезвычайных ситуаций многие школы изыскали средства, чтобы повысить качество охраны, заключить договор с ЧОП, поставить на входе не бабушку, которая на переменах моет полы, а еще подрабатывает охранником, а тех, кто имеет соответствующую квалификацию. В частности, речь идет о школах в Бурятии и Курганской области», - заявляла ранее Кузнецова.]


В свою очередь депутат и зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина после серии нападений выразила мнение о том, что проблема подростковой жестокости должна регулироваться не усилением мер безопасности, а повышением уровня психологической зрелости учащихся.  

«Проблема не в том, что не было охранника или турникета. Она заключается в том, что у детей возникают конфликты, которые они не могут в силу своего возраста решить самостоятельно», - комментировала Духанина нападения в Перми и Улан-Удэ.

Нападения на школы – это только российская беда? 

Безусловно, нет. Учебные заведения самых развивающихся стран продолжают подвергаться целым сериям трагедий, инициированных подростками. Так, за неполные 10 последних лет в США произошло почти 300 нападений на школы, что, по данным CNN, в 57 раз больше, чем в других странах «большой семерки». Так во Франции и Канаде за этот период произошло два нападения с оружием, в Германии – один. При этом в Великобритании, Италии и Японии за тот же период не было зафиксировано ни одного подобного инцидента. 

Чем интересен опыт других стран? 

Вне зависимости от менталитета серии вооруженных нападений в учебных заведениях традиционно вызывают широкие дискуссии о необходимости принятия мер. 

Важные выводы сделали эксперты США: в колледжах и университетах устанавливаются системы оповещения о ЧС и металлодетекторы, персонал образовательного учреждения проходит обучение по выявлению и оценке угроз безопасности, сотрудники охраны получают табельное оружие. 


[На примере Штатов набирает популярность система оповещения, способная за одну минуту отправить порядка 6,4 тысячи сообщений об угрозе, а за 15 минут обзвонить 100 тысяч абонентов.]


Франция, в свою очередь, после терактов 2015-2016 годов пошла не столь модернизированным, но не менее эффективным путем, усилив охрану учебных заведений резервистами национальной жандармерии. 

Как охраняются российские учебные заведения?

Охранять учебные заведения могут сторожи, сотрудники частных охранных организаций («чоповцы»), а также сотрудники вневедомственной охраны при ОВД (ОВО) на договорной основе. Ответственность за безопасность в учебном заведении несет директор школы. 

Частная компания, предоставляющая охранников, должна получить в МВД лицензию на свою деятельность. Охранники должны пройти специальный курс обучения и получить удостоверение от органов внутренних дел.

Согласно федеральному закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», охранники не имеют права применять оружие в отношении несовершеннолетних. 

Законом разрешены предупредительные выстрелы в воздух. При явной угрозе сотрудник может сначала попытаться воздействовать на нарушителя вербально, затем предупредить его об угрозе применения физической силы или спецсредств – обычно, дубинки. Только после этого, в случае реальной угрозы от нарушителя, охранник имеет право его ударить, но предварительно вызвав полицию.

Можно ли повлиять на обеспечение безопасности своих детей в школах?

Родительские комитеты или попечительские советы, выделяющие средства на платную охрану школы, имеют право контролировать качество услуг сотрудников частных охранных организаций. В частности, имеют возможность своевременно сообщить о нарушениях «чоповцев» руководителю УВД. Зачастую такие заявления приводят к проверке деятельности охранных предприятиях, результатом которых может стать аннулирование его лицензии. 


[Однако, по данным Минтруда на начало года, лишь около 25% образовательных учреждений в России охраняются частными охранными организациями.]


В подавляющем большинстве случаев днем за безопасность учеников отвечают дежурные администраторы из преподавательского состава, а ночью – сторожи, не имеющие соответствующих профессиональных навыков. Ситуация усугубляется тем, что такая «охрана» не имеет права оборудовать школу «тревожной кнопкой», которая обеспечит прибытие вооруженного наряда в случае угрозы. 


Людмила Кленько