На скамье подсудимых Айболит, называющий себя доктором. Его деятельность подробно описана Корнеем Чуковским. В отношении Айболита выдвинуты обвинения сразу по нескольким статьям: незаконное пресечение государственной границы РФ, многократные случаи жестокого обращения с животными, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и организация убийства свидетеля его противоправной деятельности – Бармалея.
Обвинение по делу поддерживает адвокат Александр Зорин, интересы Айболита представляет адвокат Мария Куракина.
Рассматривает дело экс-судья Москвы Ирина Савельева при содействии сотрудника Бутырской межрайонной прокуратуры Юлии Чуфистовой.
Незаконное пресечение государственной границы РФ (ч. 1 ст. 322 УК РФ).
Доподлинно известно, что Айболит некоторое время занимался медицинской деятельностью на территории России. Однако большая часть из инкриминируемых ему обвинений совершена на территории Африки, куда Айболит попал с нарушением правил пресечения государственной границы РФ.
Из показаний свидетелей следует, что формальным поводом для поездки доктора в Африку стала телеграмма от Гиппопотама со следующим содержанием: «Приезжайте, доктор, / В Африку скорей / И спасите, доктор, / Наших малышей!».
Однако даже если учитывать благие намерения Айболита для посещения другого континента, способ его реализации нарушает статью 322 Уголовного кодекса. Согласно показаниям: «И встал Айболит, / побежал Айболит / По полям, по лесам, по лугам он бежит / Из-за елки выбегают мохнатые волки, выплывет кит и сел на кита Айболит/ И он по горам начинает ползти, и сел на орла Айболит/ На птице сидит Айболит и шляпою машет и громко кричит: «Да здравствует милая Африка».
Из приведенных свидетельств очевиден тот факт, что пресечение границы Айболитом произошло в неконтролируемых пограничной службой пунктах. Кроме того, для реализации задуманного обвиняемым были использованы тайные средства передвижения в виде животных.
Жестокое обращение с животными, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением садистских методов (п. «а», «в», «д» ч. 2 ст. 245 УК РФ)
В показаниях свидетелей сказано: «И бежит Айболит к бегемотикам, / И хлопает их по животикам, / И всем по порядку / Даёт шоколадку».
Результаты проведенной во время следствия экспертизы доказали, что выданная Айболитом детенышам бегемотов доза шоколада была почти смертельной. Как известно, шоколад содержит компонент теобромин, который ядовит для большинства животных, включая бегемотов. В их организмах он метаболизируется гораздо медленнее, чем в человеческом, скапливаясь до токсических концентраций в тканях тела.
Свидетельством отравления теобромином служит крайняя гиперактивность. Согласно показаниям: «А малютки бегемотики / Ухватились за животики / И смеются, заливаются - / Так что дубы сотрясаются». Из чего можно сделать выводы о высокой степени отравления.
Доказательством того, что это не врачебная ошибка, а намеренный эксперимент, служит применение Айболитом для опытов на других животных иных продуктов помимо шоколада.
Свидетели подтверждают: «И к полосатым / Бежит он тигрятам, / И к бедным горбатым / Больным верблюжатам, / И каждого гоголем, / Каждого моголем, / Гоголем-моголем, / Гоголем-моголем, / Гоголем-моголем потчует».
Тем самым есть все основания для обвинения Айболита в использовании животных для ненаучных опытов и причинении в ходе них неоправданных страданий.
О том, что это именно незаконные систематические опыты, а не разовые случаи девиантного поведения, говорит тот факт, что Айболит всем жертвам своих экспериментов ставил градусники, на протяжении 10 дней изучая реакцию их организмов на различные вещества.
Негуманное поведение доктора, как считает следствие, обусловлено его невменяемым психическим состоянием: дискуссии с представителями животного мира, обсуждение с ними своих противоправных планов.
Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления (два эпизода по ч. 1 ст. 150 УК РФ)
Следствием установлено, что к своим экспериментальным опытам над животными Айболит привлек несовершеннолетних Татьяну и Ивана.
Оба впоследствии дали показания, изобличающие идейного организатора насилия над животными, и раскаялись в содеянном:
«Мы акулу Каракулу / Кирпичом, кирпичом, / Мы акулу Каракулу / Кулаком, кулаком! / Мы акулу Каракулу / Каблуком, каблуком!» / Испугалася акула / И со страху утонула».
Незаконный характер их поведения подтверждают и свидетельские показания:
«А Таня и Ваня хохочут, / Бегемотово брюхо щекочут: / «Ну и брюхо, / Что за брюхо - / Замечательное!» / Не стерпел такой обиды / Бегемот, / Убежал за пирамиды / И ревёт». В связи с полным признанием своей вины и изобличением главного злоумышленника, материалы в отношении несовершеннолетних выделены в отдельное производство. Суд над ними пройдет в особом порядке, то есть без исследования доказательств и допросов свидетелей.
Организация убийства с целью скрыть следы другого преступления (ч. 3 ст. 33, п. «к» ч. 1 ст. 105 УК РФ)
Помимо Татьяны и Ивана, доподлинным свидетелем всех противоправных действий Айболита стал Бармалей. Именно с целью избавиться от единственного совершеннолетнего свидетеля Айболит организует его убийство:
«Добрый доктор Айболит / Крокодилу говорит: / "Ну, пожалуйста, скорее / Проглотите Бармалея» (данные с камер наблюдения).
По мнению следствия, у Айболита существовало как минимум две причины для убийства Бармолея.
Во-первых, Айболит хотел избавиться от свидетеля преступлений, который мог бы своими действиями предотвратить продолжение экспериментов над животными. Во-вторых, Айболит был в сговоре с несовершеннолетними хулиганами Татьяной и Иваном. Согласно полученным свидетельствам, они могли выполнять поручения Айболита, экспериментируя с реакцией животных на разные формы экстремального физического воздействия.
Следствие полагает, что Айболит неслучайно выбрал Африку в качестве места для реализации своих псевдонаучных экспериментов. Есть основания считать, что обвиняемый рассчитывал привлечь к своей деятельности Бармалея, воспользовавшись его плохой репутацией, чтобы переложить на последнего всю вину за совершенные проступки. Айболит верил в свой авторитет и возможность оправдаться.
Однако Бармалей не оправдал ожиданий доктора и не подтвердил свою кровожадную репутацию. Напротив, следствие выяснило, что он пытался предотвратить издевательства Айболита и несовершеннолетних над животными, намереваясь привлечь их к ответственности. При этом показания Татьяны и Ивана, будто Бармалей планировал их убить, не подтверждены иными свидетельствами.
Первое заседание по делу Айболита, где обвинение представит свои доказательства и сразу же выступит в прениях сторон, состоится 5 июня в 19.00.
Подготовила Людмила Кленько