Протестные акции, впоследствии трансформирующиеся в массовые беспорядки с погромами и поджогами, зачастую берут начало с повседневного несогласия простых граждан с действиями чиновников и желания выразить свою позицию. Сложно представить, как легко миролюбивая толпа превращается в весомый политический инструмент и приобретает мощную деструктивную силу.

РАПСИ продолжает новую рубрику, посвященную анализу уличных беспорядков в разных странах. В этом материале – изучение развития движения желтых жилетов во Франции.


Протестное движение желтых жилетов, получившие свое название по светоотражающим жилетам, которые активисты выбрали в качестве атрибута своей одежды, спонтанно сформировалось во Франции в 2018 году. Причиной возмущения стало повышение налогообложения на дизель и бензин, заложенное в экономической программе президента страны Эмманюэля Макрона, с целью сокращения зависимости Франции от ископаемого топлива.

Непропорциональное налоговое бремя правительственной программы, среди которой экологический налог на выброс парниковых газов, затронуло рабочий и средний классы в небольших поселениях и вызвало волну возмущения среди автомобилистов.

Весной 2018 года в интернете появилась петиция с требованием остановить повышение цен, которая к ноябрю собрала около миллиона подписей. После этого, 17 ноября, состоялась первая полномасштабная демонстрация сторонников движения, в которой приняли участие порядка 300 тысяч человек по всей Франции. Ее инициаторами стали обычные граждане – пользователи Facebook, само же движение до сих пор характеризуется отсутствием очевидного лидера.

Именно эта особенность протестного движения во многом стала одной из причин произошедших беспорядков во Франции: блокирования участков дорог, поджогов автомобилей и зданий, крушения витрин, вандализма и так далее. Ведь в силу стихийности шествий желтых жилетов – ни об одной из демонстраций не было объявлено заблаговременно – правоохранительные органы не смогли принять достаточно превентивных мер, чтобы предотвратить деструктивные последствия для города и населения.

В этой связи обоснованными выглядят действия правоохранителей, вынужденных уже не предотвращать, а подавлять распространившуюся в толпе агрессию. При этом подобного рода меры со стороны сотрудников полиции во многих странах являются предметом спекуляции для оппозиции, призывающей выходить на акции в неподготовленных местах и таким образом эскалировать конфликт между гражданами и представителями власти.

Результат первых дней забастовок желтых жилетов: правительство услышало требование протестующих и пообещало малоимущим льготы по оплате электроэнергии, дотацию при покупке более экономичного автомобиля и снижение стоимости курса обучения в автошколах. Казалось бы, цель несогласных была во многом достигнута – власти предложили компромисс, – однако активистов это не остановило.

Напротив, при послаблении со стороны государства действия митингующих стали радикальнее, а их требования – более обширными и антиправительственными. Так, желтые жилеты, среди которых буквально за месяц появились люди националистического и анархического настроений, начали выступать за введение запрета на увеличение налогов, повышение уровня МРОТ, снижение на два года пенсионного возраста и пр.

Первый день зимы стал еще более насыщенным на беспорядки: были зафиксированы случаи вандализма и мародерства, нападения на частные дома, очередные поджоги (пожарным удалось потушить 187 возгораний), а также столкновения митингующих с полицией, применения насилия в отношении представителей власти. По итогам были задержаны около 300 человек, пострадали – более 100, из которых 20 – сотрудники правопорядка.

Президент страны на пресс-конференции заявил, что происходящее в Париже больше не имеет ничего общего с мирным выражением протеста, и виновники должны быть наказаны.

Через пять дней правительство, по сути, полностью удовлетворило требования желтых жилетов, заявив, что топливный налог в стране не будет повышаться на протяжении всего 2019 года. Однако этого снова было недостаточно митингующим, и 10 декабря Макрон в телеобращении к нации объявил о новых уступках: повышении минимальной зарплаты с начала года на 100 евро в месяц, ликвидации налогообложения для сверхурочных, отмене введенного в 2018 году повышения пенсионного налога для тех, кто получает меньше двух тысяч евро, выплате всем работающим гражданам страны в конце года необлагаемой налогом премии.

Большинство французов одобрили озвученные президентом инициативы и выступили за прекращение протестов. Со временем количество участников протестного движения заметно сократилось, но попытки активизации и радикализации его сторонников продолжают предприниматься.

Следующее крупное столкновение желтых жилетов и правоохранительных органов, применивших водометы, электрошокеры и слезоточивый газ, произошло уже весной 2019 года на фоне пожара в соборе Парижской Богоматери. По результатам акции более 130 человек были задержаны, проведены выборочные проверки свыше 14 тысяч документов граждан, пытавшихся въехать в столицу.

В связи с постепенным угасанием движения наиболее радикальная его часть присоединилась к другим протестным акциям. Так, в начале августа в городе Нант прошло согласованное шествие в память о ранее погибшем при столкновении с полицией местном жителе.

Анализируя еще не завершившуюся историю желтых жилетов, необходимо учитывать данные официальной статистики: еще весной 2019 года французская федерация страхования сообщила об ущербе на сумму около 200 миллионов евро, причиненного в результате погромов протестного движения. От стихийных действий активистов, выдвигавших мирные требования, в результате пострадали и культурное наследие, и бизнес, и владения физических лиц. Тем самым страна, и до этого пребывавшая в непростой экономической ситуации, с еще большими потерями перешла в новый этап своего развития.