Особое значение общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ заключается не только в исторически важном вопросе, по которому предстоит принять решение россиянам, но и применением новаторской технологии. Впервые в мире электронное голосование используется в таких масштабах. РАПСИ вспоминает международный опыт, предшествовавший этому событию.


Отличительной особенностью применения электронного голосования для волеизъявления жителей Москвы и Нижегородской области по поправкам в Конституцию РФ станет его доступность абсолютно всем. За рубежом такую удобную и безопасную возможность отдать свой голос предоставляют обычно только военным, дипломатам и проживающим за пределами страны. В нашей же стране сейчас проголосовать по поправкам в Конституцию РФ смогут более миллиона зарегистрировавшихся простых граждан. 

Россия с некоторым опозданием начала внедрять электронное голосование. Эстония в 2005 году стала первой страной в мире, которая легально провела голосование через интернет во время выборов местных органов власти. А Великобритания и США еще в 2000 году проводила первые подобные опыты в отдельных графствах и штатах. В России же только в 2009 году прошел одним из первых экспериментов: интернет-голосование было доступно на выборах в Урюпинске Волгоградской области. Но уже в декабре 2011 года на выборах в Госдуму системами КЭГ (комплекс электронного голосования) были оснащены 320 участков.

Все изменилось в прошлом году. Пока подавляющее большинство западных стран продолжало пребывать в сомнениях насчет планов по внедрению инновационных технологий в электоральную процедуру, 27 февраля 2019 года в Госдуму РФ был внесен законопроект о создании в Москве цифровых участков для голосования. И уже 8 сентября 2019 года на выборах в Московскую городскую думу VII созыва впервые в России провели масштабное дистанционное электронное голосование. 

Успех этого эксперимента доказал, что за электронным голосованием будущее, и оно будет только развиваться. Очевидное преимущество дистанционного голосования в простоте и удобстве. А также в отсутствии практически любых ограничений по его доступности, что особенно актуально в условиях постпандемичного мира и нашей географии. 

В настоящее время в 14 государствах применяется технология и разнообразные модели организации интернет-голосования: в Австралии, Армении, Испании, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, Панаме, США, Таиланде, Финляндии, Франции, Швейцарии, Эстонии, Японии. Однако уровень проводимого сейчас в России голосования значительнее превосходит имеющиеся зарубежные аналоги по совокупности факторов: статуса поставленного вопроса, численности участников и гарантий безопасности. 

Таким образом, Россия в ближайшее время может стать законодателем международных норм в электоральных процедурах. 

Блокчейн

Важнейшим вопросом для любой инновации являются гарантии ее безопасности. В этой связи особо отрадно отметить, что применяемая сейчас в электронном голосовании в Москве и Нижегородской области технология блокчейн признана самой надежной среди всех аналогов, в том числе и по сравнению с традиционным голосованием.

Блокчейн не позволяет подделывать голоса в процессе выборов, не оставляет возможностей для любых корректировок и вбросов. Общественная палата РФ в этом и прошлом годах объявляла награду в 2 миллиона рублей тому, кто сможет взломать систему для голосования. Несмотря на участие в тестовых попытках команд ведущих хакеров, никаких уязвимостей в ней найти не удалось.

Технология блокчейн означает распределенное и независимое хранение электоральных сведений с их удалением без какого-либо ущерба для итогов голосования. Архитектура этой технологии построена на принципе децентрализованного управления потоками информации и «складирования» данных, таким образом попросту не существует «руководящего» центра, взломав который возможно сфальсифицировать итоги или завладеть личными данными. Нет никакого главного сервера, откуда можно управлять и влиять на процесс подсчета голосов. 

Любопытно, что ранее блокчейн применялся в швейцарском городе Цуг, который считается европейской «силиконовой долиной». Однако даже мэр этого города, претендующего на лидерство в области внедрения передовых цифровых технологий, в 2018 году крайне высоко оценив технологию блокчейн, тем не менее предсказывал, что ее можно будет применять на федеральных референдумах только лет через 10. Возможно, успешный российский прецедент заставит его скорректировать прогноз. 

По итогам блокчейн-голосования в Швейцарии 79% опрошенных выступили за более широкое использование цифровых технологий в городском управлении, 52% – за их распространение в электоральном процессе.

Тем не менее в данный момент в Швейцарии продолжают отдавать предпочтение почтовому голосованию, внедренному в этой стране в 1994 году. Им пользуется около 90% жителей большинства кантонов.

Решение об использовании технологии блокчейн в голосовании уже принято такими ведущими в плане электронных разработок странами, как Южная Корея и Япония. В обоих государствах первые опыты на муниципальном уровне состоялись в 2018 году. 

Сроки и популярность

Другой отличительной чертой российского голосования через интернет являются сроки, за которые оно было подготовлено и будет проведено. За рубежом на это уходят месяцы и даже годы, да и сам процесс электронного голосования зачастую занимает десятки дней: например, в американском штате Колорадо – 46 дней. В России, как известно, все пройдет 9 раз быстрее. 

Одной из важных особенностей электронного голосования, как показывает зарубежный опыт, является то, что им преимущественно пользуются избиратели старшего возраста. Например, в канадской провинции Онтарио средний возраст избирателей, принимающих участие в интернет-голосовании, составлял 53 года, тогда как с использованием бумажных избирательных бюллетеней – 44 года.

И большинство из тех, кто воспользовался электронным голосованием положительно отзываются об этом опыте. Например, из 33 тысяч опрошенных в 2014 году канадцев, участвовавших в интернет-голосовании, 95% выразили полное удовлетворение от этой процедуры. Так что нет никаких обоснованных причин подозревать, будто такие прогрессивные технологии доступны и близки только молодежи и их внедрение пренебрегает интересами и удобством старшего поколения.

Электронное голосование используется уже и в менее развитых, но более населенных странах. Например, эта процедура охватила миллионы избирателей в 60-миллионом штате Гуджарат в Индии при проведении муниципальных выборов, а также депутатов законодательного органа штата.

Тем не менее, большинство стран пока с большой опаской и нерешимостью подходят к расширению сферы применения данной технологии. В США (штате Западная Виргиния) приняли решение о предоставлении права воспользоваться электронным голосованием всем избирателям, а не только военнослужащим, лишь через 18 лет после первых соответствующих экспериментов в стране. И все равно эта услуга доступна только находящимся за пределами территории США в период голосования. 

В Финляндии в 2007 году был принят временный нормативный акт о применении пилотного электронного голосования на муниципальных выборах. За ходом его проведения наблюдали представители Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Никаких нарушений и проблем они не обнаружили. Но несмотря на успешное проведение выборов, в ходе которых 57,2% проголосовавших сделали это через интернет, Финляндия предпочла заморозить проект на 8 лет, тем самым понизив явку и доступность голосования. 

Наиболее близка к России по инновационному и прогрессивному подходу к развитию технологий голосования Франция. В 2009 году возможность отдать свой голос через интернет получили более 300 тысяч граждан этой страны, находившихся за рубежом. В январе 2019 года в Сенат был внесен законопроект о дальнейшем расширении возможностей для участия в голосовании зарубежных французских избирателей. И в 2022 году правительство республики намерено использовать электронное голосование уже при проведении национальных (президентских и парламентских) выборов.

Таким образом, страны по всему миру – от Новой Зеландии до Канады, от Японии до США – успешно опробовали технологии электронного голосования. Ни в одной из них не было обнаружено при проведении соответствующего эксперимента каких-либо проблем с достоверностью результатов или безопасностью личных данных. Однако расширять использование новых технологий власти этих стран опасаются, как считают эксперты, из-за консервативного восприятия избирателей. 

В этой ситуации успешный опыт России способен создать мировой тренд и создать нашей стране имидж флагмана инноваций.